Аналитиками отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ была подготовлена и проведена экспертная сессия «Наставничество как система в сфере здравоохранения. Как добиться эффективности?». Главная цель мероприятия, состоявшегося 3 июля 2020 года на базе института, заключалась в оценке перспектив внедрения и развития наставничества как системы в сфере здравоохранения, выявления особенностей моделей организации наставничества, а также анализе потенциальных рисков.

В обсуждении приняли участие специалисты в области организации здравоохранения, практикующие медицинские работники, эксперты по внедрению и развитию эффективных инструментов, моделей или практик наставничества в Москве и в российских регионах.

Главный спикер – аналитик НИИОЗММ, кандидат экономических наук, координатор научного проекта «Проблемы и перспективы развития наставничества в системе здравоохранения» (НИИОЗММ ДЗМ, 2020 г.)  Юлия Бурдастова выступила с докладом «Проблемы и перспективы развития наставничества в системе здравоохранения». В сообщении, подготовленном на основе контент-анализа лучших практик медицинских организаций, а также изучения российских и зарубежных подходов к наставничеству, докладчиком были освещены:

  1. глобальные вызовы в сфере здравоохранения: недостаточные инвестиции в образование, подготовка и поддержка работников в сфере здравоохранения; дефицит медицинского персонала в разных регионах мира; высокая региональная миграция квалифицированных кадров здравоохранения; профессиональное выгорание и отток медицинских работников в иные сферы деятельности; не отвечающее современным потребностям географическое распределение медицинских кадров и учреждений в мире и др.;

  2. возрождение идей наставничества в России, известного еще с советских времен, и отражение этого процесса в документах: Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года;

  3. реализация наставничества: проект «Наставничество в медицинской среде» Национальной ассоциации заслуженных врачей России; использование института наставничества в ряде медорганизаций на основе нормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также практики материального и морального поощрения труда наставников (конкурсы, награды, знаки отличия и т. д.).

  4. необходимость грамотной и эффективной организации системы наставничества в медоганизациях: утверждение локального акта с подробным описанием понятий, целей и задач наставничества, процесса отбора наставников, сроков обучения и системы оценки результатов; документальное оформление мер материального стимулирования сотрудника, назначаемого наставником; возможности профессионально-квалификационного роста для наставников.

Эксперты-практики поделились опытом внедрения и развития системы наставничества в их медицинских учреждениях, рассказали о сложностях, возникающих в процессе обучения, о необходимости организации школы наставников, об особенностях подбора специалиста на роль наставника.

Экспертами от медицинских организаций выступили:

  • Архипенко Светлана Валериевна, старшая медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 ДЗМ», и Маленкова Надежда Леонидовна, медицинский психолог ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 ДЗМ», с докладом «Опыт Программы наставничества в ГКБ № 52 ДЗМ, предложения по ее репликации в ЛУ Москвы».

  • Аванова Ольга Юрьевна, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГБУЗ «Городская клиническая больница № 51 ДЗМ», с докладом «Опыт наставничества в ГБУЗ «ГКБ № 51 ДЗМ» и оценка критериев эффективности работы в сфере наставничества».

  • Идрисов Азамат Анусович, административный директор Центра компетенций качества и безопасности в медицине Союза экспертов по качеству и производительности труда Республики Башкортостан, и Туйсин Салават Расульевич, заведующий отделом качества медицинской помощи ГБУЗ Республики Башкортостан, Поликлиника № 50 (г. Уфа), с докладом «Пилотный проект внедрения стандартов профессионального обучения и наставничества TWI в здравоохранении».

В ходе дальнейшей работы над проектом аналитикам НИИОЗММ ДЗМ предстоит разработать показатели эффективности наставничества (методы оценки результатов) и выявить возможности/риски внедрения той или иной модели наставничества в системе здравоохранения.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее