Заседание круглого стола «Кадры столичной медицины: образ будущего», организованного НИИОЗММ ДЗМ, состоялось 24 мая в Доме Правительства Москвы на Новом Арбате.
Буклет «Кадры столичной медицины: образ будущего»
Зал, где проходило мероприятие, едва вместил всех желающих услышать доклады и принять участие в дискуссии по столь значимому для столичной медицины вопросу. Знаменательно, что круглый стол состоялся именно в день кадрового работника, как отметила Ирина Сокорева, начальник Управления кадровой политики и образования ДЗМ.
Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения не просто одна из задач НИИОЗММ ДЗМ, но и один из проектов, реализуемых институтом совместно с несколькими академическими институтами (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН). Директор НИИОЗММ и модератор заседания, д. экон. н. Елена Аксенова в начале выступления обратилась к собравшимся:
«Ядром проекта по развитию кадрового обеспечения Департамента здравоохранения является Управление кадровой политики и образования. С легкой руки начальника Управления Ирины Евгеньевны Сокоревой в Москве за последние несколько лет реализовано много проектов, направленных на специалистов системы здравоохранения, их профессиональное развитие. Это добровольные оценочные процедуры на статус ”Московского врача”, Лидермед. Департаментом созданы все условия по развитию карьерных стратегий. И ближайшие планы тоже очень масштабны».
Ученые и специалисты-практики обсудили актуальные вопросы планирования и управления кадрами здравоохранения города с помощью статистических данных, на основе результатов социологических исследований, анализа качества медицинского обслуживания и его соответствия современным потребительским стандартам – на последнем фокусировал внимание д. экон. н. Алексей Зубец, Финансовый университет при Правительстве РФ.
В первую очередь были представлены данные о текущем состоянии кадров московского здравоохранения, об этом рассказала Анастасия Подчернина, заведующая Центром медицинской статистики НИИОЗММ ДЗМ. Она обратила внимание собравшихся на особенности возрастной структуры работников московской медицины, указав сферы, где в близкой перспективе может оказаться дефицит кадров, и отметила, что новая система учета и консолидации данных позволяет прогнозировать целевое обучение сотрудников с учетом как демографических трендов, так и востребованности отдельных специальностей не только в здравоохранении в целом, но и в отдельной медицинской организации.
Рассуждая о новых подходах к управлению кадровым потенциалом медицинских организаций, Константин Царанов, к. мед. н., мастер по государственному и муниципальному управлению, указал на важность изменения кадровой политики в части большего внимания и бережного отношения именно к человеческому ресурсу.
В фокус эмоциональной дискуссии предсказуемо попали вопросы соотношения функций руководителей медицинской организации: это должен быть клиницист или менеджер? Именно так был сформулирован основной вопрос доклада Ольги Александровой, д. экон. н., Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она представила результаты совместного с НИИОЗММ исследования на эту тему, проводимого в рамках госзадания, и отметила, что и за рубежом дискуссия на эту тему продолжается, несмотря на более чем тридцатилетний опыт менеджерского подхода в здравоохранении. Основной итог дискуссии – необходимо сближение позиций менеджера и клинициста в управлении медицинской организацией, невозможно слепое применение общих бизнес- и управленческих технологий без учета особенностей медицинских услуг. Как сказала докладчик, «хороший медицинский менеджер – тот, кто защитит врача от невыполнимых задач, кто общается с ним и понимает трудности, специфику работы врачей, понимает, что в условиях избыточной оптимизации врачу не хватает времени на общение с пациентом, что в конечном итоге сказывается на качестве медицинской помощи».
О необходимости четко разграничивать медицину и управление здравоохранением говорила д. полит. наук Наталья Григорьева, МГУ им. М. В. Ломоносова. Она также обратила внимание, что количественное, «на бумаге», решение кадровых вопросов не связано напрямую с эффективностью медицинской помощи. «Все стоящие сегодня перед системой здравоохранения задачи – перекрестные и должны решаться в комплексе. В первую очередь необходимо фокусироваться не столько на количестве подготовленных специалистов, сколько на качестве их подготовки. А также качестве взаимодействия с пациентом». Также эксперт говорила о необходимости сосредоточить усилия на решении кадровых вопросов в первую очередь в сферах, которые вносят наибольший вклад в структуру смертности.
Интересные данные представил к. полит. н. Игнат Богдан в докладе «Управление качеством медицинской помощи на основании обратной связи от персонала организаций». Особое значение для больничной летальности, как показало проведенное НИИОЗММ исследование, имеет не что иное как лояльность среднего медицинского персонала к своей медицинской организации. В этой связи подчеркнута важность работы по повышению престижности сестринского дела, разработка соответствующих способов материального стимулирования.
Тему достоверности анкетирования в принципе и анкетирования медицинского персонала в частности затронула д. м. н. Елена Савостина, доцент кафедры медицинской статистики и информатики РМАНПО. Вынесенный в качестве темы доклада вопрос: «Можно ли доверить медицинскому персоналу оценку своей работы?» получил утвердительный ответ. Исследование показало, что медицинские работники оценивают свою работу и условия пребывания пациентов гораздо строже, чем сами пациенты. Единственный пункт, который недооценил медицинский персонал, – внятное объяснение диагностики и назначений, на что и было обращено внимание присутствующих коллег.
В завершение круглого стола директор НИИОЗММ ДЗМ, д. экон. н. Елена Аксенова сказала, что представленные работы и исследования, а также проекты, которые в этом направлении продолжает вести институт, это «составные элементы того самого образа будущего столичной медицины, который будет представлен в конце года в виде конкретных рекомендаций и решений».
Алина Хараз