В рамках изучения кадрового потенциала работников здравоохранения аналитики НИИОЗММ рассматривают не только российский, но и зарубежный опыт и проблемы формирования образовательного капитала медицинских сестер: особенности и принципы регулирования процесса обучения (повышения квалификации), а также карьерный рост и трудовую мобильность.

По данным доклада, подготовленного Всемирной организацией здравоохранения в партнерстве с Международным советом медицинских сестер и глобальной кампанией «Сестринское дело сегодня − 2020», в большинстве стран (152 из 157 принимавших участие в опросе) минимальная длительность программы обучения сестринского персонала составляет три года. В подавляющем большинстве государств имеются утвержденные стандарты, определяющие содержание и продолжительность программы обучения (91 %), механизмы аттестации (89 %), национальные стандарты квалификации преподавательского состава (77 %) и совмещенного (межпрофессионального) обучения (67 %). Но информации об эффективности таких мер и механизмов недостаточно. Кроме того, сохраняется большая неоднородность данных, касающихся минимального уровня образования и подготовки медицинских сестер. В докладе подчеркиваются и нехватка преподавательского состава, и инфраструктурные ограничения, вследствие чего наблюдается дефицит мест для прохождения практики в учреждениях здравоохранения.

Что касается отдельных регионов мира, то продолжительность обучения сестринского персонала имеет дифференциацию от 2 до 5 лет (см. рисунок ниже: «Средняя продолжительность обучения сестринского персонала профессионального уровня в разбивке по регионам ВОЗ (в годах). Источник: Национальные счета кадров здравоохранения за 2019 г. по 99 странам и база данных Sigma по 58 странам»).

В 86 % стран, принявших участие в опросе, действует государственный орган регулирования в области сестринского дела. Представители 64 % исследованных стран сообщили о наличии у них требований в отношении аттестации всех начинающих работников сестринских служб, и почти три четверти государств (73 %) − о четко сформулированной аргументации для постоянного повышения квалификации сестринского персонала как условиях продолжения их профессиональной деятельности. Тем не менее регулирование процесса обучения и профессиональной деятельности медицинских сестер не является стандартизированным, за исключением отдельных случаев существования на субрегиональном уровне механизмов взаимного признания дипломов и квалификации.

Международная мобильность сестринских кадров становится все более интенсивной: каждый восьмой работник сестринских служб работает за пределами территории своего рождения или обучения. В этих условиях проблема равномерного распределения и устранения текучести кадров медицинских сестер становится все более насущной практически для всех стран. Неуправляемые миграционные процессы могут усугубить нехватку персонала и привести к отсутствию равноправного доступа к услугам здравоохранения. В некоторых странах (с высоким уровнем дохода) наблюдается чрезмерная зависимость от притока иностранного сестринского персонала ввиду недостаточного числа новых своих выпускников, дефицита сестринских кадров для заполнения имеющихся вакантных должностей.

В условиях высокой трудовой мобильности, растущего акцента на междисциплинарной работе и развития цифровых технологий перед надзорными органами встает трудная задача по постоянному обновлению норм регулирования в сфере обучения и профессиональной деятельности сестринского персонала и актуализации реестров сестринских трудовых ресурсов.

Сравнительный анализ ситуации в России и в зарубежных странах относительно образовательных и карьерных траекторий медицинских сестер – одна из важных задач дальнейшей работы над осуществляемым аналитиками отдела организации здравоохранения НИИОЗММ проектом.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее