НИИОЗММ ДЗМ провел анкетирование 304 врачей и 297 пациентов 7 клиник: их опросили о введении в московском здравоохранении технологий телемедицины. По мнению врачей, в телемедицинских услугах нуждаются родители малышей, маломобильные пациенты и из отдаленных регионов – то есть те, кому действительно проще общаться с доктором онлайн. Это могут быть консультации по питанию и уходу, дистанционное наблюдение, выписка рецептов и другие услуги (см. рисунок ниже).

Практически все описанные врачами телемедицинские услуги могут быть реализованы на практике согласно Федеральному закону № 242-ФЗ, регламентирующему применение телемедицинских технологий. Исключение составляет выдача рекомендаций по лечению, которую необходимо осуществлять в ходе очного приема. Упоминание данной услуги свидетельствует о наличии пробелов в знаниях ряда врачей и говорит о необходимости проведения информационной политики в области применения телемедицинских технологий.

Основными достоинствами (см. рисунок ниже), по мнению врачей, являются оперативность оказания помощи (26 %), ее дистанционность, а значит, возможность оказания в том числе маломобильным пациентам (25 %), а также доступность специалистов, подразумевающая отсутствие записи и очередей (17 %). Основным препятствием в использовании телемедицины врачи называют отсутствие у них свободного времени (25 %), так как полагают, что оказание этой услуги связано с дополнительной рабочей нагрузкой. Необходимо разъяснение медицинским специалистам, что телемедицина – это один из способов оптимизации, а не увеличения уже имеющейся нагрузки. Еще одним аргументом (21 %) против телемедицины выступает низкое качество диагностики из-за отсутствия физического осмотра пациента. Необходимо проинформировать врачей, что телемедицина не предполагает обязательной дистанционной постановки диагноза.

Опыт использования телемедицинских технологий московскими пациентами крайне беден: пока это только 11 %, из них только половина – в течение последнего года. Ответы респондентов показывают, что по форме это в основном консультации через мессенджеры и Skype, а по содержанию – выписка справок и рецептов (см. рисунок ниже).

Стоит отметить, что общение через мессенджеры практически исключает возможность профилактического взаимодействия, когда врач может заметить какие-то проблемы, на которые пациент пока не жалуется. С другой стороны, телемедицина с использованием мессенджеров может быть востребована пациентами и приводить к экономии ресурсов системы здравоохранения: автоматизация запросов может быть достигнута с помощью чат-ботов, с подключением операторов при необходимости.

Подавляющее большинство респондентов хотели быть получить консультации терапевтов или врачей общей практики. Спектр узких же специалистов, чьи услуги хотели бы получить респонденты, очень широк.

Что же в итоге? Кто хочет участвовать в оказании и получении медицинской помощи «на удаленной основе»? Почти половина врачей (45 %) и треть пациентов (34 %) положительно относятся к введению телемедицинских технологий (см. рисунок ниже).

Результаты исследования отражены в статье: Богдан И. В., Гурылина М. В., Чистякова Д. П. Перспективы и риски телемедицины: результаты социологического опроса. Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 С. 2543–2549. DOI:10.19181/kongress.2020.307

Статья доступна здесь

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее