Продолжается работа над проектом «Научный анализ и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы», выполняемым по поручению Департамента здравоохранения города Москвы.

Для осуществления задач первого этапа проекта аналитики НИИОЗММ ДЗМ разработали инструмент научного социологического исследования – бланк экспертного опроса, предназначенный для выявления различных аспектов развития наставничества в медицинских учреждениях, подведомственных ДЗМ.

Безусловно, в зависимости от типа медицинской организации – поликлиника или стационар – задачи наставников, вектор их деятельности, а также сроки обучения могут различаться. Однако в целом идея наставничества (тьюторства, менторства) связана с тремя основными направлениями:

1) профессиональная адаптация;

2) социально-психологическая адаптация;

3) организационная адаптация.

Первые два направления особенно актуальны для молодых специалистов, как прошедших, так и не прошедших ординатуру и поступивших на работу в медучреждения после окончания вуза, а третье направление в большей мере необходимо медперсоналу, перешедшему из других организаций в конкретную поликлинику или стационар.

Важным новым направлением, по мнению аналитиков отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, выступает «цифровая адаптация» персонала и необходимость обучения специалистов – врачей и медсестер, – принадлежащих к старшему поколению и испытывающих трудности при работе с цифровыми платформами (сайтами, программами) и другими цифровыми продуктами. Помощниками в этом деле, в отличие от традиционного наставничества со стороны опытных специалистов, могут выступать представители молодого поколения, московские врачи, чувствующие себя уверенно в цифровой среде.

Кроме изучения видов, особенностей и лучших практик наставничества, серьезными аспектами, требующими внимания ученых, являются вопросы: 

- кто может быть наставником, и какие характеристики, профессиональные или личностные, должны преобладать?

- какими должны быть критерии для определения наиболее успешного и эффективного опыта наставничества в том или ином типе медицинского учреждения?

- как мотивировать, материально и нематериально, наставников на осуществление их деятельности?

- какие практики наставничества можно и нужно тиражировать в других городах и регионах?

Накопленный практический опыт и научные изыскания показывают, что молодые врачи и медсестры весьма благодарны и ценят помощь своих наставников за поддержку на самом старте профессиональной деятельности. Именно благодаря передаваемому опыту старшего поколения и успешной адаптации сотрудников на новом рабочем месте в медучреждениях удается добиться снижения текучести кадров, сокращения количества врачебных ошибок, повышения качества оказываемой населению медицинской помощи.

Но ряд вопросов, такие, например, как определение критериев эффективного наставничества, обоснования для тиражирования конкретного опыта, обеспечение института наставничества необходимыми нормативно-правовыми документами, требуют дополнительного изучения. 

Разработанный аналитиками бланк экспертного опроса будет направлен в медицинские учреждения Москвы, а собранная от экспертов и обработанная аналитиками информация поможет выявить актуальные на сегодняшний день проблемы и наметить возможные пути решения обозначенных задач.


ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее