В журнале American Society of Clinical Oncology вышла в свет статья «Путь наставничества», посвященная роли и важности наставничества, которое может стать краеугольным камнем профессионального развития и удовлетворения от карьеры. Хотя исследований, посвященных наставничеству, специфичных для онкологии, не так много, существует литература, подтверждающая, что наставничество не только улучшает удовлетворенность работой, но также повышает производительность, способствует личностному росту.

Наставничество – это отношения развития, которые постепенно меняются. Как и в любых отношениях, в наставничестве существует риск дисфункции. Наставничество предназначено для развития отношений, позволяющих людям по-своему решать свои карьерные проблемы, будь то вопросы, непосредственно связанные с онкологической практикой или психосоциальными функциями онколога. Как подопечные, так и наставники должны обладать самосознанием. Необходим баланс между поддержкой и вызовом. Контракт на наставничество может быть использован для уточнения ожиданий, установления границ и определения целей.

Существует две широкие категории наставничества: традиционное и трансформационное. Традиционное наставничество – это модель, при которой пожилой и мудрый врач делится знаниями и направляет молодого и неопытного врача, что мы чаще всего наблюдаем в академических кругах и исследованиях. И наоборот, трансформационному наставничеству не хватает иерархии. Наставник и подопечный считаются равными и учатся друг у друга, как мы часто видим в сообществе. В каждой из этих областей можно воспользоваться формальными и неформальными возможностями наставничества на местах или со стороны коллег.

Учитывая различные потребности, можно сказать, что большинство людей будут подвержены всем четырем подтипам наставничества. Формальное наставничество более структурировано и может быть инициировано через профессиональную организацию или учреждение. Для тех, кто занимается исследованиями, часто существуют официальные отношения наставничества, в рамках которых назначается наставник. Неформальное наставничество часто осуществляется на разовой основе и может продолжаться в течение длительного периода. Неформальное наставничество может осуществляться коллегами, лицами более старшего возраста по отношению к вам или даже теми, кто находится за пределами вашего отдела или учреждения. Точечное наставничество – это, как правило, одиночная беседа с тем, к кому вы обращаетесь за квалифицированной консультацией. Например, у вас сложный пациент с редким злокачественным новообразованием, и вы обращаетесь за советом к заведующему отделением. Наконец, существует наставничество со стороны сверстников. Наставничество со стороны сверстников – это, как правило, беседа небольшой группы людей на аналогичной стадии карьеры, которые регулярно встречаются, чтобы поддержать друг друга.

В данной статье основное внимание уделяется ролям наставника и подопечного. Важно признать, что учреждение, в котором они практикуют, также играет ключевую роль. Сегодня онкологи практикуют в самых разных условиях, что влияет на выбор и поддержку наставничества. В идеале учреждение или практика помогают расширять возможности наставничества. В некоторых случаях это означает выделенное время или финансирование, а в других случаях – формальное объединение подопечных и наставников/наставниц. Независимо от размера практики или типа учреждения (академическое, государственное, общественное и т. д.) речь идет о создании культуры, способствующей наставничеству и отстаивающей признание процесса наставничества и его ценности для подопечного, наставника и учреждения.

Наставничество имеет двунаправленную ценность, напрямую связанную с усилиями обеих сторон. Наставничество имеет много преимуществ, таких как стимулирование обучения, личностное развитие, повышение удовлетворенности работой и повышение производительности труда. Существуют барьеры, в том числе быстро меняющийся ландшафт онкологии, нехватка времени, недостаточное самосознание и различия между поколениями. В процессе карьеры потребности в наставничестве будут меняться, как и сами наставники.

Ознакомиться со статьей можно по ссылке.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее