Восприятие и типы потребления алкоголя москвичами

Мы продолжаем публиковать результаты социологического исследования, проведенного Центром медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» по заказу Уполномоченного по правам человека города Москвы.
Сегодня мы рассмотрим аспекты образа и типы потребления спиртных напитков жителями столицы.

Результаты анализа открытых ответов москвичей свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве население думает об алкоголе в терминах распространенности его употребления. Как правило, к этой группе относятся высказывания, поддерживающие мифы о повальном алкоголизме в России. При этом ответы формальные и в значительной степени стереотипные, это говорит о том, что люди могут на самом деле не задумываться о данной проблеме.

В ответах об определенных группах, употребляющих алкоголь, мы видим стереотипный социальный образ употребляющего алкоголь: исключенные из общества, деклассированные люди, люди с невысоким интеллектом («дураки»), «алкаши», что показывает негативную стигматизацию людей, употребляющих алкоголь, среди части населения.

Самая распространенная группа ответов о том, что алкоголизм является универсальной проблемой (18 %). При этом 13 % отмечали именно национальный, русский аспект данной проблематики. Среди других социальных групп, подверженных алкоголизму, отмечались молодежь, бедные слои населения, мужчины, а также жители небольших поселений и отдельных регионов.

С помощью кластерного анализа были выявлены основные типы потребления алкоголя в Москве: «барный» (24 %), «употребление самодельного алкоголя различной крепости» (21 %), «употребление крепкого алкоголя и домашнего вина» (20 %), «употребление вина» (18 %) и «только водка» (17 %), каждый ответ характерен для определенных социальных групп.
Отметим, что потребление алкоголя в барах предпочитает молодежь, женщины чаще ходят в гости или посещают кафе, рестораны, а для домашних застолий типичного представителя нет – это самое распространенное место употребления алкоголя для всех групп населения.

Тем самым принятые временные ограничительные меры продажи алкогольной продукции видятся значимой мерой по сокращению потребления алкогольной продукции, в т. ч. из-за необходимости заранее планировать количество, ограничения в покупке дополнительных порций и т. д.

И в целом отношение москвичей к политике в области противодействия алкоголизации населения в Москве можно охарактеризовать как «стабильно положительное».

Эти и другие результаты исследования приведены в презентации по итогам доклада.
Поделиться:

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее