Аналитика социальных медиа и социология: есть ли перспективы?

В рамках ежегодной Международной Грушинской конференции, которая является одним из самых значимых событий для российской социологии (организатор – ВЦИОМ), состоялась секция «Междисциплинарный подход к обработке и интерпретации данных, когда чуть больше, чем социология: IT, лингвистика, социология и др.». Большая часть докладов секции была посвящена вопросам аналитики социальных медиа, исследования «цифровых следов» в них. Среди докладчиков выступил начальник Центра медико-социологических исследований Игнат Богдан.

В своем выступлении он критично оценил успехи использования социальных медиа как заменителя классических опросных данных на сегодняшний день. По его мнению, количественные характеристики социальных медиа (например, число постов на определенную тему) сегодня могут являться индикаторами лишь информационных процессов в них же, а качественные (например, перечень тематик постов) – могут представлять лишь вариатив мнения населения по какому-то вопросу (без оценки того, насколько распространено то или иное мнение). При этом пока не видно эффективных методов «извлечь» из этих данных собственно репрезентативное мнение всего населения.

Также пока методы машинного обучения в случае классификации данных в социологии крайне редко показывают результаты, сопоставимые с теми, которые можно получить при простой ручной кодировке выборки данных. Эффективность многих алгоритмов упирается в потолок 70-80 %.
В т.ч. поэтому исследования в социальных медиа живут сегодня несколько в отдельной, «параллельной» исследовательской реальности. Такое положение дел не может быть признано удовлетворительным, видится необходимым проводить исследования в этой области, важны новые методические попытки.

Участниками дискуссии сообщалось об успешных кейсах репрезентации мнения узких групп населения на основании множественной собранной информации из их профилей в социальных медиа. Однако кейсов корректной репрезентации общественного сознания посредством социальных медиа представлено не было.

Несмотря на имеющиеся методологические проблемы, центр активно развивает методологию аналитики социальных медиа в интересах здравоохранения. В частности, в рамках активности центра были вкратце презентованы прототипы нейросетей для мониторинга актуального инфополя в области психиатрии и онкологии, которые были созданы для решения конкретных прикладных задач.
Поделиться:

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее