Все участники дискуссий сообщили, что за последние 12 месяцев проходили обучение как по профильным медицинским специальностям, так и с целью расширения спектра знаний в области медицины, психологии, организации здравоохранения (в основном по профилю).
В большинстве случаев обучение проходило в дистанционном формате с возможностью доступа к обучающим материалам в течение всего курса, что было отмечено как преимущество данного формата (позволяет ознакомиться с лекциями, если, например, они проходили в неудобное рабочее время).
В то же время специалисты уверены в необходимости также и очного обучения, которое позволяет вступать в непосредственный контакт с преподавателями и коллегами, лучше концентрироваться на материале, не отвлекаться.
Фокус-группы позволили выделить следующие основные факторы, стимулирующие желание получать дополнительные знания:
- Объективная необходимость повышения уровня профессиональных знаний для оказания помощи пациенту (постановки диагноза, назначения лечения и пр.).
- Профессиональная потребность в систематическом получении новых знаний, заложенная еще в студенческие годы (о современных методах лечения, диагностики, трендах в медицинской науке и практике).
- Приобретение новых и поддержание имеющихся профессиональных контактов, обмен опытом.
- Желание на нормальном профессиональном уровне вернуться к доковидному рабочему ритму.
- Расширение кругозора, обеспечивающее в том числе перспективы профессионального роста.
На фокус-группах был протестирован ряд стимулов, которые могут потенциально способствовать мотивированию врачей к обучению. Среди предложенных стимулов (наград) для участников обучения чаще всего отмечали стимул «доступ к менторам программы (лучшие врачи и ученые из системы московского здравоохранения)».
Высокие оценки также получило участие в курсе «душевное здоровье и эмоциональная сфера» (прежде всего «мастер-класс по коммуникациям с разными типами пациентов») по причине актуальности вопросов психического здоровья для врачей.
При этом в целом влияние бонусов на изменение решения об участии в программе относительно слабое. В ходе дискуссии респонденты отмечали, что основные мотивы, которые влияют на принятие решения об участии в программе, – это интерес и практическая полезность знаний и навыков. Представители медицинского сообщества в целом позитивно отнеслись к применению системы бонусов за прохождение программы, но как к приятному дополнению.
Это соотносится с высокой текущей загрузкой врачей, по этой причине врачи не склонны посещать мероприятия из праздного интереса («призы – это очень мило, но проходить программу ради того, чтобы получить приз, я бы не стала»).