Хотят ли врачи быть наставниками?

В рамках работы над проектом «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения», выполняемым по поручению Департамента здравоохранения города Москвы, в НИИОЗММ изучили отношение врачей к теме наставничества в медицинской сфере.

Согласно результатам анкетного опроса и интервью с экспертами, тема для специалистов не нова. Как утверждают эксперты, мог меняться термин, но суть оставалась та же: при приеме на работу новому сотруднику всегда выделялся опытный куратор, который помогал адаптироваться, организовать рабочий процесс и, в случае необходимости, приобретать практические навыки.

В ходе выполнения задач исследования анализировался вопрос о готовности врачей учреждений здравоохранения, подведомственных ДЗМ, стать наставником в случае поступления такого предложения.

Исходя из анализа ответов респондентов, не все врачи готовы принять прямое участие в системе наставничества (рис. 1.).

Среди врачей с опытом работы до 5 лет (1 группа) 22,2 % уже занимаются наставничеством и столько же согласны на это, во 2 и 3 группах (стаж работы 5-20 лет и свыше 20 лет соответственно) уже занимаются наставничеством 21,3 % и 36 % соответственно, готовы стать наставниками 42,6 % и 32 %. Не согласны быть наставниками почти треть опрошенных врачей во 2-й и 3-й группах.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов-врачей в больницах

Иначе ситуация обстоит у врачей в поликлиниках (рис. 2.).

Так, среди врачей с опытом работы до 5 лет 8,3 % уже занимаются наставничеством, а 20,8 % согласились бы на это. Среди представителей 2 и 3 групп врачей занимаются наставничеством 10,7 % и 15,5 % соответственно, готовы стать наставниками 33,9 % и 32,8 % соответственно. А процент тех, кто не готов принимать участие в системе наставничества, с приобретением стажа возрастает и достигает почти половины от опрошенных врачей. Примечательно, что доля тех врачей, кто уже занимается наставничеством, выше 20 % в больницах во всех группах респондентов, в поликлиниках же – от 8 % до 16 % в 1 и 3 группах соответственно.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов-врачей в поликлиниках

В тех учреждениях, где система наставничества уже работает, она дает положительные результаты, отмечают эксперты. Наставник приобщает к корпоративным стандартам, учит общению с пациентами, подсказывает варианты выхода из сложных ситуаций.

Ведущий аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, доктор экономических наук, профессор Азиза Ярашева подчеркнула, что важными вопросами организации процесса наставничества в медицинской организации являются: 1) выбор специалиста для обучения, так как, по словам экспертов, «не всегда самый талантливый врач становится хорошим учителем»; 2) возможность законодательного оформления дополнительных материальных поощрений для наставников как один из стимулов к повышению качества трудового потенциала сотрудников и, в итоге, качества оказываемой медицинской помощи.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее