В конце 2022 года в журнале списка ВАК вышла свежая статья сотрудников Центра медико-социологических исследований на тему лояльности сотрудников медицинских организаций в пандемию. Статья посвящена сотрудникам инфекционной службы Москвы, которая приняла на себя основной удар.

Исследование было проведено в сентябре 2020 года (N=451), отражая завершение первого этапа борьбы с пандемией, однако представляет ценные инсайты с точки зрения пандемического реагирования на ситуацию. В частности, статья посвящена вопросам отношения и мотивации персонала медицинских организаций к работе, которая замерялась в первую очередь через показатель лояльности (eNPS).

«Результаты исследования показывают, что уровень лояльности сотрудников больниц инфекционного профиля является в целом одинаково высоким. В  среднем по службе он составил eNPS=20 без значимой разницы в исследуемых организациях. Сравнение данных в динамике по одной из больниц продемонстрировало существенный рост: за год индекс вырос с eNPS=1,8 (на момент последнего замера в октябре 2019 г.) до eNPS=20,9. Имеющиеся данные говорят в пользу резкого качественного изменения в пандемию, а не поступательной трансформации: два допандемических замера в 2019 г. не показали статистически значимой динамики данного индекса. Полученный результат видится крайне важным, так как демонстрирует, что тяжелые условия пандемии не являлись причиной для нелояльности. Более того, мы можем с осторожностью говорить о возможности генерализации данного вывода на другие специализации – исследования в многопрофильном стационаре в Москве примерно в то же время (конец 2020 г.) показали аналогично высокий уровень лояльности… При этом были получены различия в уровне лояльности в зависимости от должности: среднее значение eNPS для врачей в обеих больницах составило 47,7, среднего медперсонала – 6,3, что можно было наблюдать и в других исследованиях».

Среди позитивных факторов лояльности с большим отрывом упоминается психологический климат в коллективе (ощущение которого обусловлено в том числе восприятием коллег как высокопрофессиональных).

Важным фактором лояльности являются ценности сотрудников. Исследование показало, что среди работников инфекционной службы существенно преобладают условно названные «коллективисты». Это сторонники равенства, считающие, что успех подразделения – это общая заслуга, и поэтому вознаграждение за работу должно распределяться равномерно между всеми сотрудниками… Аналогичный вопрос о согласии с высказываниями, отражающими дихотомию «ориентация на коллектив – ориентация на дело», вновь показывает преобладание «коллективистов», для которых хорошие отношения в коллективе важнее эффективности и результативности в работе.

Можно заключить, что, с одной стороны, коллективизм как ценностная основа может давать прирост лояльности за счет улучшения психологического климата в более сплоченном коллективе, с другой – проблемой может стать поиск инициативных лидеров, которые мотивированы на достижение целей и улучшение службы («ориентированных на дело»).

Были рассмотрены и другие факторы лояльности, среди которых отношения с руководством, пациентами, населением в целом, уровень стресса и т. д.

По итогам исследования дан ряд рекомендаций, которые будут способствовать лучшему прохождению аналогичного рода кризисных для здравоохранения событий.

Подробнее в статье:

Богдан И. В., Дренева А. А., Кузьменков В. А., Чистякова Д. П. Лояльность персонала инфекционной службы в период пандемии: ключевые факторы и отдельные вопросы управления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 4 (849). С. 118–126. DOI 10.52070/2500-347X_2022_4_849_118

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее