Распространение пандемии COVID-19 запустило в обществе масштабные изменения, пронизывающие все основные сферы жизнедеятельности человека. Многие страны, впервые столкнувшиеся с коронавирусом, использовали классическую систему мер по борьбе с инфекцией, однако, их недостаточная эффективность в условиях пандемии привела к поиску инновационных технологий, в том числе телемедицинских, для снижения количества жертв. Это обусловило возросший спрос на применение цифровых «инструментов» и сфокусировало вектор цифровой трансформации на развитие технологических аспектов в отрасли здравоохранения, что, в свою очередь, потребовало концентрации финансовых, кадровых и технологических усилий.
В настоящее время усилия всего мирового сообщества нацелены на поиск инновационных инструментов и технологий, привлечение научные разработок для предотвращения новых случаев заражения и минимизации потерь населения, что диктует необходимость установления тесного международного сотрудничества в целях обмена информацией и поиска наиболее эффективных мер для преодоления кризиса, одной из которых является внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения.
Проведенное исследование позволило выявить основные препятствия на пути достижения цифровой зрелости системы здравоохранения: (1) несовершенство нормативного правового регулирования цифровых технологий и телемедицины, ведущее к замедлению процесса цифровизации; (2) недостаточная техническая оснащенность медицинских организаций, пробелы в цифровой грамотности врачей и населения; (3) неосведомленность граждан о возможностях телемедицины; (4) необходимость повышения безопасности при работе с персональными данными пациентов; сведение на нет нарушений конфиденциальности врачебной тайны; (5) увеличение объема инвестиций в цифровое здравоохранение.
Для преодоления указанных барьеров участниками проекта были разработаны рекомендации, позволяющие повысить уровень и качество столичного здравоохранения:
- продолжать процесс совершенствования нормативного правового регулирования цифровых технологий, в частности, законодательно закрепить возможность постановки предварительного диагноза и назначения лечения без очного посещения пациентов врача по ряду заболеваний;
- предоставить возможность врачу в ряде случаев оказывать телемедицинские услуги не из медицинского кабинета;
- составить перечень медицинских услуг, оказание которых должно осуществляться преимущественно в дистанционном формате (выписка рецептов пациентам с хроническими заболеваниями и пр.);
- предусмотреть возможность издания отдельного стратегического документа по развитию телездравоохранения (с включением мероприятий по выходу на наднациональный уровень), включения телемедицинских услуг в протоколы реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций и эпидемий, а также совершенствование системы информационной безопасности врачей и пациентов;
- обратить внимание на подготовку кадров в условиях стремительной цифровизации системы здравоохранения; внедрение национальной программы обучения медицинских работников применению телемедицинских технологий; отражение компетентности медицинских работников в системе телемедицинских услуг при аккредитации;
- провести активную информационную кампанию среди населения для стимулирования спроса на цифровые услуги здравоохранения, обращая внимание на удобство, безопасность и эффективность телемедицины; минимизировать цифровую неграмотность населения путем организации бесплатных курсов, а также системы единой информационно-консультационной поддержки по использованию сервисов цифрового здравоохранения.
Результаты совместной работы планируется отразить, во-первых, в межстрановом аналитическом докладе, основанном на обзорах национальных систем здравоохранения в контексте процесса цифровизации; во-вторых, в совместных научных публикациях в отечественных и зарубежных журналах, индексируемых в международных базах цитирования; в-третьих, в форме публичных выступлений, предназначенных широкой общественности.