В медицинской науке во многих странах мира (исключение составляют Россия, Аргентина, Португалия) несколько десятилетий наблюдается гендерный разрыв, отраженный в различиях в количестве женщин и мужчин-авторов исследований, их производительности, цитируемости, признании и заработной плате. Сохранение этой ситуации может увековечить наивное представление о том, что исследовательские программы ученых-женщин и ученых-мужчин не эквивалентны. Однако такое упрощенное прочтение данных отвергает свидетельства того, что именно системные барьеры мешают женщинам-ученым. Академическая система теряет женщин более высокими темпами на каждом этапе их карьеры, потому что женщины недостаточно представлены в медицине. В связи с этим научное сообщество должно не просто сосредоточить внимание на молодых ученых, а прилагать усилия для воспитания молодых женщин-исследователей. 

Согласно отчетам Совета по высшему образованию Израиля, хотя женщины и составляют 60 % студентов, они занимают менее 30 % должностей преподавателей во всех областях израильской науки. 

В 2020 году в Израиле была инициирована программа наставничества Wiser при финансовой поддержке Еврейского университета в Иерусалиме, которая связала израильских женщин, являющихся постдоками в любой академической области (менти), с ведущими учеными любого пола из всех университетов Израиля (менторами). 

Основателями программы стали семь женщин-постдоков вместе с профессором Машей Нив, в подавляющем большинстве имеющие медицинское, биологическое или химическое образование.

Цель программы – обеспечить женщинам неформальную поддержку и руководство в период постдокторантуры, а также увеличить число израильских женщин, успешно завершивших обучение в докторантуре и перешедших на влиятельные должности в академических кругах и на производстве. 

Особенностью программы Wiser является то, что троих наиболее подходящих наставников из предложенного списка первоначально выбирает сама женщина-постдок.

Программа наставничества представлена на платформе и разделена на блоки:

1. Сведения о программе.

2. Сведения о команде.

3. Регистрация ментора.

4. Регистрация постдока-менти.

5. События.

6. Библиотека.

Наставничество проводится в виде неформальных онлайн-встреч с периодичностью, подходящей как для ментора, так и для подопечного (обычно 1 раз в месяц в течение 3 месяцев). Наставничество не требует от ментора какой-либо предварительной подготовки. Качества и требования, необходимые ему, состоят из навыков межличностного общения, включая активное и рефлексивное слушание, непредвзятую обратную связь, поддержку и обеспечение мотивации.

Таким образом, ментор в программе делится опытом, личными ценностями и знаниями, а также доступными ресурсами, менти – развивается как личностно, так и профессионально.

Кроме основных мероприятий, за два года команда программы Wiser провела 33 встречи в малых группах с израильскими ведущими исследователями по конкретным темам, актуальным для разных этапов постдока. Также на платформе развивается библиотека, уже содержащая коллекцию из 14 полезных ссылок и ресурсов, касающихся наставничества, написания статей, стипендий, инструментов по выстраиванию баланса между работой и личной жизнью и др.

Инициаторы программы считают, что поддержка со стороны опытного израильского ментора, разделяющего ту же культуру, менталитет и язык, может помочь женщинам-постдокам преодолеть трудности на профессиональном и личном уровнях, а также получить инструменты, необходимые для продвижения по карьерной лестнице. 

Основной сайт:

https://wiser.org.il/

Дополнительный сайт:

https://www.pnas.org/

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее