Центр медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» провел исследование образа специалиста в области акушерства в социальных медиа и онлайн-СМИ. В рамках исследования была проанализирована выборка сообщений с упоминанием слов, связанных со специалистом в области акушерства, отобранных при помощи системы и анализа социальных медиа и СМИ. Общий объем выгрузки составил более сотни тысяч сообщений. В рамках исследования была определена тональность публикаций выборки, определены смысловые контексты упоминания специалиста в области акушерства (выделено 17 тем), проанализированы изображения, связанные с публикациями о специалисте, а также проведен анализ лемм и биграмм общей выгрузки сообщений.
По результатам исследования удалось выяснить, что публикации подвыборки в социальных медиа и онлайн-СМИ имеют преимущественно нейтральную тональность. В целом можно отметить, что медиаобраз конструируется в сети двумя основными группами: 1) самими специалистами в области акушерства, ведущими активную информационно-просветительскую деятельность, зачастую сопряженную с рекламой профильных услуг; 2) женщинами, имевшими опыт взаимодействия с специалистами в роддоме, которые делятся информацией о родах, а также подготовке к ним. Абсолютное большинство публикаций связано с тематикой женского здоровья, беременности, родов и рассчитано на женщин репродуктивного возраста. Специалист в области акушерства в тексте сообщений в абсолютном большинстве случаев упоминается по отношению к женщине, что отражает гендерные особенности профессиональной специализации. При этом население не всегда может различить специалиста с высшим образованием (акушера-гинеколога) и со средним (акушерка).
В целом ключевыми характеристиками интегрального медиаобраза специалиста в области акушерства являются:
- достаточно высокая нагрузка, связанная со спецификой профессии;
- «просветительство», связанное с большим объемом просветительской работы относительно женского здоровья, как в сети, так и в рамках отдельных образовательных мероприятий офлайн;
- профессионализация, связанная в т.ч. с профессиональной работой по просвещению в рамках своей области, и др.
Результаты полного исследования будут опубликованы в научном издании.