От уровня базовой подготовки и возможностей переподготовки и повышения образовательного потенциала работников здравоохранения зависят качественные характеристики кадрового состава медицинского персонала. В процессе работы над проектом «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы» аналитики НИИОЗММ провели опрос экспертов методом глубинных структурированных интервью.

В результате выявлено: 

1) логичным следствием пандемии COVID-19 является необходимость переосмысления организации работы системы здравоохранения и, в том числе, системы подготовки медицинских кадров; 

2) руководители медицинских вузов России приходят к выводу, что многое в медицинском образовании следует изменить как в организационном плане (например, увеличить целевые показатели подготовки анестезиологов-реаниматологов, инфекционистов и т. д., а также сделать исключительно целевой ординатуру по дефицитным специальностям), так и в содержательном (программа подготовки должна быть не только междисциплинарной, но и вариабельной, позволяющей справляться с самыми неожиданными ситуациями); 

3) проявившийся на фоне пандемии недостаток общеврачебных знаний, касающихся выделения групп риска, сортировки больных, оценки тяжести состояния пациента, навыков реанимации и т. д., дает основание говорить о необходимости увеличения сроков как первоначального высшего медицинского образования (до 7 лет), так и постдипломного (с 2 до 3–4 лет).

В силу стремительного развития медицинской науки и технологий круг изучаемых дисциплин быстро расширяется, в то же время объем требующих усвоения знаний оказывается таков, что не оставляет места для становления будущих медиков как думающих, готовых к решению проблем специалистов. Нынешняя ситуация заставляет студентов-медиков и, соответственно, медицинское образование фиксироваться на прохождении тестов, а не на мыслительном процессе, который гораздо более значим для будущей медицинской практики. При этом эксперты отнюдь не против тестирования как такового, но обращают внимание на проблему создания адекватного контрольно-измерительного инструментария, связанную с отсутствием единых учебников.

В свою очередь эксперты, имеющие отношение к симуляционным центрам, говорили об отсутствии у специалистов: 

1) интереса к участию в разработке контрольно-измерительных инструментов; 

2) необходимых профессиональных навыков. 

Но есть и положительные примеры, когда при разработке симуляционных тренингов и контрольных материалов конкретно для акушеров-гинекологов (с подачи ведущих институтов) были использованы общемировые протоколы по ведению родов и реанимации новорожденных.

Российская система профессиональной подготовки врачей претерпевает серьезные изменения: вводятся профессиональные стандарты, призванные стать основой должностных инструкций, образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования, учебно-методических материалов; внедряется система непрерывного медицинского образования; на смену процедуре сертификации медицинских работников приходит аккредитация и т. д. Часть новаций, например отмена интернатуры для врачей первичного звена, вызывает серьезные дискуссии, особенно с учетом тех нареканий, которые вызывает качество медицинского образования. Как показывают исследования, только 45,5 % студентов-медиков выпускного курса считают себя всесторонне подготовленными к самостоятельной работе, при этом 77,2 % считают, что им не хватает клинической подготовки, и 9,1 % – теоретической.

Среди проблем, связанных с профессиональной подготовкой врачей, опрошенные эксперты выделили:

1) несовершенство организации учебного процесса в вузах; 

2) позитивные и негативные моменты в организации контроля знаний студентов и выпускников учебных заведений при окончании института, а также в ситуации прохождения аккредитации.

Важный аспект, на который обратили внимание эксперты, – слабая подготовка врачей в области медицинского права (неслучайно, как заметил один из опрошенных главврачей, ему постоянно приходится выступать в качестве толкователя нормативно-правовых актов для своих сотрудников). Причиной тому, во-первых, общее для всех россиян отсутствие правового сознания и, во-вторых, недостаточное акцентирование на этом аспекте в процессе обучения в вузе, в силу чего к соответствующему предмету не формируется необходимого отношения. Отдельный акцент был сделан экспертами на недостаточности времени, отведенного на освоение психолого-педагогических дисциплин, притом что коммуникационные навыки признаются одним из слабых мест российских медиков.

Если говорить о послевузовском образовании и возможностях переподготовки и повышения квалификации врачей, то на первый план эксперты выдвигают систему НМО. Создание и развитие этой системы, наряду с подготовкой достаточного количества специалистов для медицинской отрасли, является одной из основных задач здравоохранения, направленных на реализацию «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Внедрение системы НМО призвано решить серьезную проблему российского здравоохранения – несоответствие качества медицинского образования международным стандартам.

Анализ экспертных мнений показал: для контроля знаний важно заранее разрабатывать контрольно-измерительные материалы для оценки результатов практического обучения, которые должны базироваться на проработанных протоколах оказания той или иной медицинской услуги. Для успешного приобретения правильных практических навыков необходимо создавать атмосферу, в которой отсутствует страх совершить ошибку, присутствует рефлексия в отношении произведенных манипуляций. Назрело создание реально независимой первичной аккредитации специалистов. Сегодня декларируемый принцип независимости не соблюдается: аккредитация проводится на базе тех же образовательных учреждений, что осуществляли подготовку специалистов; оплата труда членов соответствующих комиссий имеет символический размер, что не способствует повышению уровня требовательности в ходе аккредитации.

Несмотря на то что в целом с получением всех необходимых базовых профессиональных компетенций врача в Москве дела обстоят вполне удовлетворительно, тем не менее некоторые аспекты (в т. ч. учебные предметы) все еще требуют совершенствования.

Собранные и систематизированные мнения экспертов, опрошенных в ходе исследования, представляют собой ценный материал для формулирования рекомендаций по развитию качественных характеристик кадрового потенциала работников здравоохранения, в частности для возможности совершенствования образовательного процесса при подготовке медицинского персонала.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее