В свежем номере журнала «Здравоохранение Российской Федерации» опубликована статья «Модели профессионального поведения сотрудников медицинских организаций», подготовленная аналитиками отдела организации здравоохранения ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» Н. В. Аликперовой и К. В. Виноградовой совместно с коллегами из Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Статья подготовлена в рамках реализации НИР «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового потенциала государственной системы здравоохранения города Москвы».

Трудовое поведение врачей и среднего медицинского персонала детерминировано множеством разнонаправленно действующих внешних факторов, а также личностными характеристиками самих медиков. Изучение и систематизация моделей трудового поведения позволяют определить факторы, мешающие решению таких важных задач, как повышение удовлетворенности трудом и оказание качественной медицинской помощи.
Информация о типичных моделях трудового поведения работников столичных медицинских организаций была получена исследователями в ходе проведенных в 2019–2020 годах массовых опросов врачей и медицинских сестер, занятых в городских больницах и поликлиниках. Затем собранные эмпирические данные подверглись многомерному анализу с применением метода структурно-логической типологизации.

В результате проведенного факторного и кластерного анализа ученым удалось выявить четыре модели профессионального поведения сотрудников столичных медицинских организаций, которые отражают взаимосвязь личностных характеристик медицинского персонала и условий труда, касающихся возможности качественно выполнять профессиональные обязанности и выстраивать профессиональную карьеру. Выявленные в ходе исследования различия в моделях трудового поведения врачей и медицинских сестер показали относительно большую значимость профессиональных (квалификационных) характеристик для одних медиков и личностных качеств – для других.

На первом этапе учеными был проведен факторный анализ, позволивший выявить факторы, детерминирующие те или иные модели поведения. Для этого была построена матрица факторных нагрузок, состоящая, с одной стороны, из профессиональных характеристик (уровень квалификации, стремление к профессиональному и карьерному росту, готовность к взаимовыручке, дисциплинированность, добросовестность, инициативность, уважение к пациенту и др.), а, с другой стороны, из таких обобщающих характеристик, как «скрупулезность», «амбиции» и «дружелюбность». На втором этапе применялась иерархическая кластеризация, результатом проведения которой стало разбиение моделей трудового поведения респондентов на четыре кластера.

В первый кластер вошло 29 % опрошенных медицинских работников, для которых наиболее важным обобщенным фактором стали «амбиции», а два других обобщенных фактора оказались практически незначимы, в связи с чем они были обозначены как «Отчаянные карьеристы». Эти медики делают ставку, в первую очередь, на свой профессионализм и склонны проявлять инициативу, не рассчитывая на помощь коллег. Для них характерно стремление постоянно повышать квалификацию, а не просто поддерживать ее уровень, в то же время межличностные отношения оказываются на периферии их внимания.
Во второй, наиболее многочисленный, кластер «тактичные коллективисты» вошло чуть более трети респондентов, для которых самым важным обобщенным фактором стала «дружелюбность», а ключевыми характеристиками – уважение к пациентам, дружественная атмосфера в коллективе и готовность к взаимовыручке.

В третий кластер, обозначенный авторами как «ригористы» (от лат. rigor – твердость, строгость), попали 13 % респондентов, придающих особое значение регламентации медицинского труда и ее строгому выполнению. Для них ключевыми показателями качественной работы являются «дисциплинированность» и «добросовестность».
Модель трудового поведения почти четверти респондентов, вошедших в четвертый кластер, обозначена как «золотая середина»: в представлениях этих медицинских работников о значимых профессиональных и личностных характеристиках не обнаружено каких-либо заметных доминант – практически все предложенные для оценки факторы видятся им одинаково важными для качественного выполнения своей работы.

Распределение по указанным кластерам врачей и медицинских сестер представлено на рисунке.


Корреляционный анализ выделенных кластеров и называемых их представителями условий труда, мешающих качественному выполнению профессиональных обязанностей, показал, что «ригористам» в первую очередь не нравится чрезмерная регламентация работы, в то время как психологический дискомфорт при работе с пациентами и психологическое напряжение в коллективе ими практически не отмечается. «Тактичным коллективистам» либо вообще ничего не мешает качественно трудиться (треть респондентов из этой группы), либо помехи в работе создают психологическая напряженность в коллективе, недостаточная обеспеченность современным оборудованием, психологическое напряжение при общении с пациентами. Что касается «отчаянных карьеристов» и представителей «золотой середины», то им в работе мешают, прежде всего, нехватка оборудования и медикаментов, психологический дискомфорт при работе с пациентами и завышенные нормы их обслуживания, а респондентам из «золотой середины» – еще и психологическая напряженность в коллективе.

Обнаруженные исследователями модели и факторы трудового поведения имеют практическую ценность, позволяя формировать дифференцированный подход со стороны руководства медицинской организации к врачам и медицинским сестрам, принадлежащим к разным кластерам. Это открывает возможности для выработки мер, более эффективно воздействующих на их удовлетворенность трудом, а значит, и на повышение качества медицинской помощи населению.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее