В журнале «Цифровая социология» вышла статья по материалам исследования Центра медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» на тему образа врачей и медсестер в социальных медиа и в массовом сознании.

В центре исследования – уникальный сравнительный анализ образа медицинских специалистов в социальных медиа и массовом сознании, который вносит свой вклад в дискуссию сегодня на тему того, что отражает набор мнений в соцсетях.

Специалисты сравнили выгрузку февраля 2021 года по ключевым словам из социальных медиа (более 170 тыс. сообщений) с проведенным в то же время телефонным опросом населения города Москвы (N=1038).

Самыми частыми ассоциациями в телефонном опросе москвичей оказались «Несодержательные ассоциации» (без конкретики, как положительные, так и отрицательные) – 48 %, в социальных медиа этот показатель набрал лишь 12 %. В социальных медиа самым частым ответом по ассоциациям с образом медицинской сестры стала ассоциация «Физические атрибуты медсестры» (белый халат, пол медсестры (женский), возраст медсестры (девушка, пожилая, средних лет), внешняя красота и привлекательность, иные физические атрибуты медсестры, кроме халата – 48 %). Подробнее – в инфографике ниже.

Анализ данных выявил преимущественно позитивный или нейтральный образ медицинских специалистов и в массовом сознании, и в социальных медиа, негативные отзывы – в меньшинстве. Основываясь на результатах сравнения, мы видим, что образы медицинских специалистов в социальных медиа имеют свою специфику в разрезе анализа. На данный момент их нельзя пока использовать как репрезентацию мнений населения, но из них можно получить представление о состоянии инфополя и/или о наборе представлений о специалистах в массовом сознании (без оценки распространенности каждой из них).

Также исследование показало широкие возможности для применения авторских наработок на языке Python – для обработки как больших объемов текстов социальных медиа, так и визуального пространства социальных медиа (представление о цветовой гамме и самых распространенных объектах на рисунках, проанализировано более 3000 выгруженных рисунков).

Ознакомиться со статьей можно по ссылке:
Богдан И. В., Дренева А. А., Чистякова Д. П. Образ медицинского специалиста в социальных медиа глазами москвичей: управленческие и методические аспекты. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(3):57-67. 

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее