Сегодня молодежь в недостаточной степени участвует в донорстве крови. Средний возраст донора растет. Команда с участием сотрудников Центра медико-социологических исследований НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ совместно с некоммерческой организацией Ассоциация DonorSearch провели исследование мотивации молодежи 16–23 лет к донорству крови.

Исследование состоялось в рамках международного конкурса молодых исследователей Research Got Talent-2022 и получило признание жюри – 1-е место на всероссийском этапе.

В результате были получены данные от 1030 молодых россиян в возрасте 16–23 лет. Для определения способов их вовлечения в донорство крови социологи предложили использовать модель COM-B, которая утверждает: чтобы повлиять на поведение человека, нужна комплексная работа со способностями (его знаниями, навыками), мотивацией (ценностями и убеждениями) и возможностями (внешними социальными и физическими условиями).

«Методология COM-B активно применяется в поведенческих исследованиях международными организациями в сфере здравоохранения. Данная модель ценится экспертами в том числе за свою практикоориентированность», – прокомментировал результат исследований руководитель Центра медико-социологических исследований НИИОЗММ ДЗМ Игнат Богдан.

По вопросам знаний и навыков молодежи специалисты выяснили, что вне зависимости от опыта донорства опрошенные ошибаются в выборе продуктов и действий, которые запрещено совершать за 1 час до донации: только 1 % опрошенных верно выбрали запреты. Употребление запрещенных продуктов перед донацией приводит к недопуску донора к сдаче крови. В ином случае – кровь выбраковывается позднее, на этапе проведения лабораторных анализов.
Также социологи определили несколько преимуществ в отношении к донорству крови: 92 % молодежи относятся к этому мероприятию положительно, 70 % не воспринимают участие в донорстве крови как недостижимый идеал, это доступно «обычному» человеку. Кроме того, «актуальные» доноры демонстрируют высокую оценку службы крови (8,92 из 10 баллов).

Тем не менее распространены и негативные аспекты восприятия донорства крови: 58 % молодежи считают, что после донации необходим длительный отдых, нельзя вести привычный образ жизни, 29 % соглашаются с высказыванием о болезненности процедуры, еще 26 % убеждены, что сдача крови несет риск заражения опасными заболеваниями. Наиболее распространенный страх – страх вида крови (26 %). По мнению экспертов, эти мифы и страхи должны стать первоочередной задачей в просветительской работе с молодежью.

Также среди молодежи распространены и представления об организационных проблемах: о территориальной недоступности пунктов сдачи крови (42 %) и необходимости прохождения множества обследований, чтобы понять, можешь ли ты стать донором крови (55 %).

«За годы работы я вывел очень простую рекомендацию: чтобы понять, можешь ли ты быть донором крови, нужно прийти в ближайший центр крови один раз. За одно посещение можно решить для себя этот вопрос и не сомневаться в дальнейшем», – считает руководитель Ассоциации DonorSearch Руслан Шекуров.

Отмеченные мифы и убеждения демонстрируют недостаток информированности: 36 % молодежи считают, что сегодня информации о донорстве крови недостаточно, треть из них убеждены, что ее «в целом мало». Однако конкретные запросы молодежи, составляющие суть всех имеющихся сегодня просветительских кампаний о донорстве крови, скорее говорят о том, что она не находит отклика у молодежи: 36 % утверждают, что она скорее скучная, незапоминающаяся.

Отдельный вопрос заключается в поиске амбассадора донорства крови в России – публичной персоны, продвигающей ее значимость в обществе. На сегодняшний день исследование показывает, что молодежь не может прийти к единому мнению о том, от кого бы хотели получать информацию. «Ниша» амбассадорства пуста, хотя участие в социально значимом деле может повысить их узнаваемость и уважение.

Отвечая на вопрос о конкретных стимулах, побуждающих молодежь сдавать кровь, социологи выявили, что высокое значение для молодежи имеет понимание вклада донора крови в спасение жизни: 21 % утверждают, что оповещение о том, что «моя кровь перелита другому человеку», максимально повлияет на желание сдать кровь. В этой связи социологи отмечают удачную (с точки зрения вовлечения доноров) практику отдельных регионов об СМС-оповещении доноров о том, что их кровь перелита конкретному человеку.

Также, по мнению экспертов, можно предоставить донорам возможность произвести «двойную благотворительность»: сдать кровь и пожертвовать вознаграждение на благотворительность (решение, обнаруженное в мировой и отечественной практике). Такой стимул, судя по ответам опрошенных, окажет максимальное влияние на решение стать донором на 12 % участников опроса.

Среди материальных стимулов, безусловно, лидирует денежное вознаграждение (34 % говорят о его максимальном влиянии), однако платное донорство противоречит общему направлению донорского движения. Важно акцентировать внимание и на другом варианте поощрения доноров – бесплатной комплексной проверке здоровья (чекап). 28 % участников опроса утверждают, что это окажет максимальное влияние на их решение стать донором крови.

«Самый неожиданный инсайт для меня, который я буду использовать при обосновании деятельности, заключается в том, что сувениры и подарки с символикой, которые раздаются во многих центрах крови и на донорских акциях, мотивирует незначительное число молодежи. А вот неплохое влияние на молодежь чекапов и бонусной системы – подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении», – комментирует результаты Руслан Шекуров.

На сайте осуществляется обработка файлов cookie, необходимых для работы сайта, а также для анализа использования сайта и улучшения предоставляемых сервисов с использованием метрической программы Яндекс.Метрика. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие с использованием данных технологий

Подробнее