Согласно полученным данным, как сами сотрудники медицинских организаций – врачи и медицинские сестры, – так и специалисты в области организации здравоохранения признают необходимость развития системы наставничества. При этом на готовность медицинских специалистов стать наставниками влияют следующие факторы:
- стаж работы – наиболее мотивированными являются медицинские специалисты со стажем работы 6–20 лет;
- размер заработной платы – специалисты, полагающие, что заработная плата соразмерна их трудовому вкладу, согласны включиться в систему наставничества намного охотнее;
- загруженность на работе – чем она выше, чем более уставшими ощущают себя врачи, тем ниже их готовность брать дополнительную нагрузку. Аналогичная тенденция характерна и для медицинских сестер.
Совокупность собранной в течение ряда лет информации позволила ученым разработать концепцию развития института наставничества в виде семи моделей, сформированных на пересечении пяти целей наставничества и шести целевых аудиторий наставничества. Для каждой из семи моделей ученые разработали подробное описание целевой аудитории и задач наставничества в рамках конкретной модели, сроков наставничества и алгоритмов его проведения, методик отбора наставников, видов поощрения труда наставников, ожидаемых результатов для медицинской организации, инструментов оценки эффективности наставничества и т. д. Кроме того, была разработана форма (анкета), призванная помочь медицинским организациям определиться с наиболее подходящей для них моделью (или моделями) наставничества.
Данные разработки легли в основу проектов нормативно-методических документов уровня Департамента здравоохранения города Москвы, направленных на совершенствование работы института наставничества в медицинских организациях столичного здравоохранения.
Еще одним подспорьем для столичных медицинских организаций может стать подготовленный сотрудниками отдела организации НИИОЗММ ДЗМ «Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения» (готовится к изданию в 2022 г.). В «Атласе…» структурирован разнообразный опыт наставнических практик в соответствии с теми вопросами, которые традиционно интересуют организаторов системы наставничества в медицинской организации: содержание наставничества применительно к той или иной целевой группе, отбор наставников, их мотивирование, процесс организации наставничества и т. д. Предыдущий аналогичный труд, подготовленный этой же командой исследователей, – «Атлас лучших региональных практик наставничества в сфере здравоохранения» вышел в свет в 2020 г.
Резюмируя результаты проведенных исследований, автор подчеркивает, что институт наставничества не только сохраняет актуальность, но и предполагает его дальнейшее совершенствование. В ряду соответствующих мер – развитие основанной на наработках ученых и опыте практиков нормативно-правовой базы, обеспечивающей наиболее эффективное функционирование института наставничества.