В процессе работы над проектом «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы», выполняемым по поручению ДЗМ, аналитики отдела организации здравоохранения НИИОЗММ применяют социологические методы исследования, среди которых – глубинные интервью со специалистами: врачами, медицинскими сестрами, руководителями медицинских организаций. В ходе интервью выясняются наиболее актуальные проблемы развития кадрового потенциала столичного здравоохранения.

4 сентября 2020 г. аналитик отдела, к. э. н. Юлия Бурдастова по заранее составленному авторскому сценарию (гайду) взяла интервью у Ирины Владимировны Зверевой, старшей медицинской сестры кардиологического отделения ГКБ № 15 имени О. М. Филатова ДЗМ, и Олеси Владимировны Таньшиной, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом ГКБ № 15 имени О. М. Филатова ДЗМ. В центре внимания беседы был опыт упомянутого отделения стационара в сфере наставничества. Речь шла в первую очередь об особенностях адаптации молодых специалистов – медицинских сестер. В организации всегда велась активная работа по обучению и помощи молодым специалистам, но с 2018 г. были оформлены все необходимые официальные документы, касающиеся наставнической деятельности в больнице (положение о наставничестве, план адаптации, алгоритм обучения, реестр, формы отчетов, оценочные листы − отдельно для наставников и для обучающихся, анкеты и др.).

На сегодняшний день эксперты среди моделей наставничества выделяют: 1) адаптацию молодых специалистов; 2) адаптацию сотрудников, сменивших специализацию; 3) адаптацию вновь прибывших (не только из других организаций, но даже и из других отделений) на новом рабочем месте; 4) адаптацию к новым цифровым технологиям (в частности, ЕМИАС) всех сотрудников. Последняя из указанных моделей – очень актуальная и востребованная: IT-специалисты проводят сначала общее обучение (с рассылкой электронных инструкций по всем отделениям), а затем, после формирования блоков наиболее часто встречающихся вопросов, − отдельные (очные и удаленные) консультации.

Экспертами подчеркивалось, что в наставниках нуждаются и те сотрудники, которые уже не считаются молодыми специалистами, но еще обладают небольшим стажем: «В нашем отделении они всегда чувствуют поддержку со стороны опытных коллег». Кроме того, для всех медицинских сестер один раз в квартал осуществляется контроль знаний (тестирование), а также периодически устраиваются мастер-классы, во время которых коллеги делятся своим опытом.

Особое значение, по словам экспертов, в больнице придают необходимости обучать и самих наставников, с этой целью приветствуются городские и всероссийские конференции, конкурсы, различные обучающие вебинары, любые площадки, где наставники могли бы обмениваться опытом. В организации проводится анкетирование для отбора лучших медицинских кадров, которые могут выступать в роли наставников, в результате по каждому отделению создаются отдельные реестры наставников.

Для самой медицинской организации серьезным мотивационным фактором формирования пула успешных наставников служит то обстоятельство, что наибольшей ценностью обладают обученные на рабочем месте свои сотрудники. По словам экспертов, очень важно удерживать (сохранять) тот персонал, который получил профессиональные компетенции в стенах данного учреждения и наиболее адаптирован к особенностям работы определенного отделения. Это же можно отнести и к тем, кто проходит практику: в больницу ежегодно весной и летом приходят около 600 студентов, к которым обязательно прикрепляется наставник: «Несмотря на то, что нет такой статистики – сколько студентов после практики возвращаются к нам на работу, – тем не менее самые лучшие ученики составляют будущий резерв специалистов не только для нашей, но и для других организаций».

Что касается способов оценки эффективности наставничества, то эксперты выделили: 1) обратную связь от наставника (его характеристику обучаемого); 2) обратную связь от молодого специалиста (отзыв о наставнике); 3) тестирование знаний и навыков ученика в методических центрах, на симуляторах, в учебно-методических кабинетах; 4) текучесть кадров в организации.

Особую актуальность тема наставничества приобрела в нынешний сложный период борьбы с коронавирусом. По словам экспертов, отделению пришлось в очень сжатые сроки обучить персонал дополнительным навыкам обеззараживания и способам защиты от инфекции, умению работать с тяжелыми пациентами (особенности ухода, психологической помощи и т. д.), адаптации волонтеров и студентов, пришедших на помощь в самые напряженные месяцы борьбы с вирусом. За эти процессы отвечали и успешно справились руководители отделения и старшая медицинская сестра.

Дальнейшая работа над проектом, в том числе новые интервью с экспертами, позволит аналитикам НИИОЗММ выявить лучшие практики наставничества в московском здравоохранении.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее