В рамках работы над темой «Научно-методическое обеспечение организационных аспектов повышения доступности и качества медицинской помощи в государственной системе здравоохранения города Москвы» научные сотрудники НИИОЗММ д. э. н. Е. И. Медведева и М. В. Корнев рассмотрели вопросы кадрового обеспечения медицинских учреждений в аспекте поиска наиболее благоприятных возможностей и условий передачи части функционала медицинского персонала работникам, не имеющим медицинской подготовки.

Форматов «передачи» и перераспределения функционала в медицинских организациях достаточно много. Одним из направлений в современных условиях развития экономики может быть применение инструментов аутсорсинга. Чаще всего на аутсорсинг можно передать функции обслуживающих подразделений: уборку помещений, работу кол-центра, IT-поддержку, бухгалтерские и юридические услуги. Типичными формами аутсорсинга в здравоохранении традиционно были: стирка белья в специализированных прачечных, передача выполнения технического обслуживания, ремонта зданий и оборудования сторонним организациям, пользование централизованными и/или сторонними автобазами, бухгалтерский учет, реализуемый через централизованные бухгалтерии, выполнение лабораторных исследований, привлечение гардеробщиц, привлечение в качестве консультантов сотрудников других учреждений, информационное обеспечение на основе компьютерных технологий, создание базы данных пациентов, разработка и сопровождение компьютерных программ, функции охраны мед организаций, мытье окон и уборка помещений, приготовление пищи.

Можно выделить две сферы современного аутсорсинга в здравоохранении:

1) непосредственно медицинская деятельность,

2) сфера, обеспечивающая поддержание жизнедеятельности учреждения.

Возможность и целесообразность аутсорсинга в сфере медицинской деятельности определяются, прежде всего, специализацией учреждения, его местом в иерархической системе здравоохранения. При этом следует отметить, что выполнение лабораторных и иных исследований, лечебных процедур в специализированных учреждениях или учреждениях более высокого иерархического уровня не может быть рассмотрено как аутсорсинг, поскольку такой порядок обусловлен принятой этапностью оказания медицинской помощи.

Как и любая система организации деятельности, аутсорсинг имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее значимые преимущества внедрения аутсорсинга представлены на рисунке 1.

Однако, экзогенные и эндогенные факторы могут повлиять на возникновение рисков при использовании инструментов аутсорсинга (рис. 2).


Следствием объективных процессов трансформации на рынке труда в РФ могут стать изменения в применении перспективных вариантов аутсорсинга в медицине. Наиболее востребованными могут стать следующие направления аутсорсинга в здравоохранении: аудит медицинской деятельности, маркетинг и PR, консалтинг, подбор медперсонала, информационное сопровождение, оформление юридической документации. Все это в комплексе позволит обеспечить снижение функционала непосредственно «медиков» и направить высвободившийся резерв на выполнение прямых медицинских функций.


ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее