В начале 2021 года в Национальную библиографическую базу данных научного цитирования включена статья «Экспертные оценки проблем профессиональной подготовки врачей», подготовленная аналитиком отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, руководителем проекта «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового потенциала государственной системы здравоохранения города Москвы», д. э. н. О. А. Александровой в соавторстве с зав. лабораторией Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, д. э. н., профессором, профессором РАН А. В. Ярашевой. Статья опубликована в научном журнале «Здоровье мегаполиса».

Поскольку одной из задач государственной политики в области здравоохранения является улучшение качества медицинского обслуживания населения, предполагающее повышение требований к компетенциям медицинского персонала, от результатов деятельности которого зависит общественное здоровье, особую роль приобретает эффективность организации процессов базовой подготовки и переподготовки (дополнительного образования) врачей. В этой связи своей целью авторы поставили выявление актуальных проблем профессиональной подготовки кадров для столичного здравоохранения. На основе систематизации информации, полученной авторами в ходе экспертного опроса в форме серии глубинных структурированных интервью, определены несовершенства в организации учебного процесса при получении высшего медицинского образования.

Профессиональная подготовка врачей представляет собой динамично развивающуюся систему, эффективность функционирования которой влияет в конечном итоге на качество оказываемых населению медицинских услуг. Опираясь на мнение экспертов, авторы приходят к выводу, что образовательная программа в медицинских вузах на сегодняшний день страдает недостаточной интегрированностью содержания, разрозненностью и абстрактностью знаний, получаемых студентами, следствием чего становятся серьезные пробелы и недооценка важности знания тех или иных аспектов, неспособность видеть целостную картину. В связи с этим существует необходимость анализа целесообразности наличия, объема (в часах) и распределения дисциплин по тем или иным фазам цикла обучения в медицинских вузах.

Анализ экспертных мнений показал, что для контроля знаний целесообразно разрабатывать контрольно-измерительные материалы, базирующиеся на показавших свою успешность протоколах оказания той или иной медицинской помощи. Для успешного приобретения правильных практических навыков необходимо создавать атмосферу, в которой отсутствует страх совершить ошибку, присутствует рефлексия в отношении произведенных манипуляций. Назрело создание действительно независимой первичной аккредитации специалистов. В настоящее время декларируемый принцип независимости не соблюдается, поскольку аккредитация проводится на базе тех же образовательных учреждений, что осуществляли подготовку специалистов; оплата труда членов соответствующих комиссий имеет символический размер, что не способствует повышению уровня требовательности в ходе аккредитации. Таким образом, решение выявленных в ходе исследования проблем, связанных с совершенствованием содержания учебных программ в медицинских вузах, организацией образовательного процесса и контроля знаний, требует поиска подходов, отвечающих современным реалиям.

Данная публикация может быть полезна как специалистам в области организации здравоохранения, профессиональной подготовки врачей, руководителям медицинских организаций, так и всем интересующимся данной тематикой. Научный коллектив отдела организации здравоохранения продолжает исследование кадрового обеспечения столичного здравоохранения и готов к широкому обсуждению полученных результатов.

С текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее