Ведущий научный сотрудник Отдела организации здравоохранения НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента д. э. н., Назарова И. Б. и аналитики Марков Д. И. и Комолова О. А. в соавторстве с исследователями из Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова опубликовали статьи в высокорейтинговых журналах (Scopus, ВАК, ядро РИНЦ) «Здравоохранение РФ» и «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины», где рассмотрели вопросы качества оказания медицинской помощи и удовлетворенность ею пациентов сквозь призму ценностных ориентаций медицинских специалистов. Работы были выполнены по научной теме «Научно-методическое обеспечение организационных аспектов повышения доступности и качества медицинской помощи в государственной системе здравоохранения города Москвы» в рамках реализации программы ДЗМ «Научное обеспечение столичного здравоохранения на 2023–2025 гг.».

В статье «Ценности во взаимодействии врача и пациента: понимание и сотрудничество» представлены результаты исследования, реализованного методами контент-анализа, фокус-группы, «тайного пациента» и включенного наблюдения. Согласно результатам исследования, качественная медицинская помощь воспринимается пациентами значительно шире: важными составляющими в процессе получения помощи для пациента является удобство записи к врачу, наличие на сайте медицинской организации информации, характеризующей специалистов и облегчающей выбор для пациента того или иного специалиста, интуитивно понятная навигация внутри медицинской организации, наличие бейджев у работников регистратуры, наличие удобных мест для ожидания и др.

Однако ключевым маркером качества медицинской помощи и наиболее чувствительной для пациента частью посещения медицинской организации являются взаимоотношения с медицинскими работниками. Как замечают авторы, «по мнению пациента, специалисты должны быть не только профессионалами своего дела, но и носителями особой культуры, которая характеризуется тактом, терпением и вежливостью в общении, вниманием к проблемам пациента и уважением к пациенту». 

Библиографическое описание статьи:

Для цитирования: Назарова И. Б., Нестеров Р. С. Ценности во взаимодействии врача и пациента: понимание и сотрудничество. Здравоохранение Российской Федерации. 2024; 68(5): . https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5- https://elibrary.ru/abcdef.

Статья в журнале – по ссылке. 

В статье «Влияние ценностных ориентаций врачей на удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи в условиях неопределенности» анализируются результаты крупного мониторингового проекта, реализованного методами опроса законных представителей пациентов и психологического тестирования врачей-педиатров одной из столичных детских поликлиник. Согласно результатам исследования, в первые месяцы пандемии коронавируса, отличавшиеся экстремальной степенью неопределенности, высокие оценки удовлетворенности медицинской помощью от пациентов получали те врачи, которые по результатам психологического тестирования отличались как минимум умеренным уровнем ценностно-интенциональной согласованности. Под последней авторы понимают баланс между представлениями врача о должном, идеальном поведении (т.н. «нормативные идеалы») и теми поступками, которые он совершает в зависимости от текущей ситуации и его личных убеждений («индивидуальные приоритеты»); соответственно, чем больше расходится реальное поведение медицинского работника с ожидаемым и требуемым от него, тем сильнее его внутриличностный конфликт (ценностная рассогласованность).

Авторы делают заключение о необходимости проведения в МО регулярных мониторингов психологического самочувствия медицинских работников, развития корпоративной культуры, основанной на открытости и прозрачности во взаимоотношениях между рядовыми сотрудниками и руководящим составом, предоставления психологической поддержки, особенно в условиях, отличающихся высокой рабочей и эмоциональной нагрузкой. Это позволит не только воспрепятствовать развитию синдрома профессионального выгорания у врачей и медицинских сестер, но и снизить процент медицинских ошибок, заметно повысить удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи.

Библиографическое описание статьи:

Царанов К. Н., Марков Д. И., Комолова О. А., Наурузова М. А., Плутницкий А. Н., Тарбастаев А. Г. Влияние ценностных ориентаций врачей на удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи в условиях неопределенности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(5):969—978. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-5-969-978

Статья в журнале – по ссылке

ФОТО: Людмила Заботина / НИИОЗММ.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее