Экспорт российских медицинских услуг: конкурентные преимущества и слабые места

В очередном номере журнала «Здоровье мегаполиса» опубликована статья аналитика отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, заместителя заведующего учебно-научной социологической лабораторией Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Дмитрия Маркова «Экспорт медицинских услуг: как повысить конкурентоспособность организаций российского здравоохранения». Исследование вопросов, связанных с задачей расширения присутствия России на международном рынке медицинских услуг, проводится аналитиками отдела организации здравоохранения в рамках проекта «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового потенциала государственной системы здравоохранения города Москвы».

В статье на основе выявленных конкурентных преимуществ и недостатков определено место России в сфере экспорта медицинских услуг. Автор отмечает, что стратегия развития экспорта медицинских услуг, принятая в России в 2019 г., демонстрирует положительные результаты, проявляющиеся как в увеличении численности иностранных пациентов, так и в росте объемов внебюджетных доходов российских медицинских организаций. Рост популярности российских медицинских услуг среди иностранцев во многом обусловлен более низкими ценами по сравнению, например, с такими странами – лидерами медицинского туризма, как США и Израиль. Наиболее перспективные регионы России с точки зрения экспорта медицинских услуг (по данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации): Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Кемеровская и Вологодская области и др. Столица также входит в число таких регионов.

Результаты анализа статистических данных показали – среди наиболее популярных профилей медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам, оказались услуги в сфере акушерства и гинекологии, онкологии, травматологии, а по доле объема оказанной зарубежным пациентам медицинской помощи лидируют Москва и Московская область.

В статье подчеркивается, что важность изучения вопросов развития экспорта медицинских услуг обусловлена не только функционированием международного медицинского туризма, но и необходимостью удовлетворения запросов российских пациентов, принадлежащих к разным национальностям и конфессиям. Отмечается, что связанное с медициной законодательство носит универсальный характер, при том что ряд этических ограничений (религиозных или традиционных) может не совпадать с нормативно-правовым регулированием вопросов, касающихся оказания медицинской помощи. Автором статьи сделан вывод о том, что повышение конкурентоспособности российских медицинских организаций может быть обеспечено за счет грамотного использования качественных характеристик персонала, таких как толерантное отношение к пациентам, принадлежащим к различным конфессиональным и этническим группам, и учет их интересов в процессе взаимодействия и лечения.

Поделиться:

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее