Аналитики отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ подготовили доклады для выступления на секции «Организация наставничества в здравоохранении: модели и оценка эффективности» в рамках II Форума организаторов здравоохранения «Столичное здравоохранение в призме глобального лидерства» 10 декабря 2020 г.
Модератор секции, доктор экономических наук, профессор, ведущий аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ Азиза Викторовна Ярашева подчеркнула важность и актуальность исследования, а также необходимость научного сопровождения вопросов (и их решений), связанных с развитием института наставничества в здравоохранении.
С докладами в работе секции выступили:
- кандидат экономических наук, аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ Юлия Владимировна Бурдастова – «Организация наставничества в системе здравоохранения: российские практики и модели»;
- аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ Юлия Сергеевна Ненахова – «Нормативно-правовое обеспечение организации наставничества»;
- доктор экономических наук, аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ Ольга Аркадьевна Александрова – «“Старое вино” – в “новые меха”».
В выступлениях спикеров были представлены показатели эффективности наставничества в здравоохранении:
1) снижение текучести кадров в медицинской организации, лояльность персонала;
2) короткие сроки адаптации и положительные практические результаты подопечного;
3) минимальное количество ошибок на рабочем месте при выполнении должностных обязанностей;
4) снижение нежелательных побочных явлений и жалоб пациентов, их удовлетворенность, положительные отзывы об оказании медицинской помощи;
5) нивелирование отказов в оплате медицинской помощи со стороны страховых компаний при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Аналитиками разработаны модели наставничества (см. таблицу), с указанием для каждой из них задач и ожидаемого результата для медицинского персонала в лице подопечных и для всего коллектива медицинской организации.
Задача |
Наставник |
Получаемый результат |
Профессиональная адаптация |
Высококвалифицированный специалист |
Получение компетенций, необходимых для эффективного исполнения своих прямых служебных обязанностей, практических навыков |
Организационная адаптация |
Любой сотрудник |
Формирование представления об организационной структуре, специфике деятельности, о задачах структурного подразделения и непосредственных должностных обязанностях |
Социально-психологическая адаптация |
Любой сотрудник |
Адаптация в социально-психологической атмосфере, принятие норм поведения и общения, существующих в коллективе |
Развитие профессионального потенциала сотрудников |
Высококвалифицированный специалист, внешний сотрудник |
Стимулирование профессионального роста, формирование дополнительных знаний и навыков |
Формирование/ развитие корпоративной культуры |
Специалист отдела кадров (специального подразделения), внешний сотрудник |
Формирование концепции «образовательной мобильности» сотрудников, включающей готовность к переменам, проактивность
|
По итогам работы секции были сформулированы выводы для эффективной организации системы наставничества в медицинской организации.
Необходимо:
1) утверждение локального акта с подробным описанием понятий, целей и задач наставничества, процесса отбора наставников, сроков наставничества, система оценки результатов наставничества и пр. в соответствии с задачами конкретной медицинской организации;
2) документальное оформление мер материального стимулирования сотрудника, назначаемых наставником;
3) создание возможностей для профессионально-квалификационного роста наставников с учетом потребностей и специфики медицинской организации.