Методические рекомендации «Модель наставничества для работников, не являющихся молодыми специалистами»

На сайте российской электронной библиотеки теперь размещены методические рекомендации «Модель наставничества для работников, не являющихся молодыми специалистами», разработанные сотрудниками отдела организации здравоохранения в рамках реализации НИР «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы».

Департаментом здравоохранения города Москвы особое внимание уделяется развитию в медицинских организациях (сокращенно – МО) системы наставничества как инструмента адаптации медицинских работников к высоким требованиям, предъявляемым к столичной медицине. Уже в 2017 году было утверждено Положение об адаптации медицинских работников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, в котором определены основные цели и задачи адаптации медицинских работников, дано определение понятию «наставничество», указаны критерии выбора наставника, формы адаптации, порядок ведения реестра наставников и др. Однако нормы данного документа регулируют порядок наставнических процедур исключительно в отношении молодых специалистов. Вместе с тем научные исследования, проведенные по заказу ДЗМ, выявляют потребность в наставничестве и для ряда других категорий медицинских работников – тех, кто уже не является молодыми специалистами.

Авторы рекомендуют медицинским организациям города Москвы в зависимости от категорий медицинских работников, не являющихся молодыми специалистами, а также от целей наставнической деятельности использовать следующие модели наставничества (рис.):

1) Наставничество для медицинских специалистов старших возрастов.

2) Наставничество после длительного перерыва в работе.

3) Наставничество после смены направления медицинской деятельности.

4) Наставничество после смены медицинской организации или структурного подразделения.

5) Наставничество для иных категорий медицинских работников с длительным опытом работы.


Для каждой из представленных моделей разработаны категории сотрудников, нуждающихся в наставничестве, сроки проведения наставнических мероприятий, их цели и перечень инструментов наставничества (например, серия очных или дистанционных консультационных встреч с наставником с целью получения/отработки знаний в области компьютерной грамотности и/или ведения отчетности).

Тем не менее вне зависимости от выбранной модели наставничества медицинской организации целесообразно придерживаться следующего унифицированного алгоритма проведения процедуры наставничества:

  • Внедрение в медицинской организации института наставничества для медицинских работников, не являющихся молодыми специалистами
  • Определение потребности в наставничестве.
  • Отбор кандидатур наставников.
  • Организация процедуры наставничества в отношении конкретного медицинского работника.
  • Контроль результатов наставничества и развитие института наставничества.

В приложениях к рекомендациям можно найти макеты анкет, во-первых, для определения потребности в наставничестве у работников МО и, во-вторых, для выявления готовности выступить в роли наставника в отношении медицинских работников, не являющихся молодыми специалистами.

Важно отметить, что медицинские организации города Москвы могут выбрать одну или несколько представленных выше моделей наставничества для медицинских работников, не являющихся молодыми специалистами, – в зависимости от текущих и стратегических потребностей, возможностей организации наставнических процедур, а также в зависимости от потребностей медицинских работников.

С целью оптимального выстраивания системы наставнических практик медицинским организациям авторы также рекомендуют ознакомиться с Атласом лучших региональных практик наставничества в сфере здравоохранения и Атласом лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения.
Поделиться:

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее