Согласно полученным данным, как сами сотрудники медицинских организаций – врачи и медицинские сестры, так и специалисты в области организации здравоохранения признают необходимость развития системы наставничества. При этом на готовность медицинских специалистов стать наставниками влияют следующие факторы:
- во-первых, стаж работы – наиболее мотивированными в этом плане являются медицинские специалисты со стажем работы от 6 до 20 лет;
- во-вторых, оплата труда – среди специалистов, полагающих, что заработная плата соразмерна их трудовому вкладу, согласных включиться в систему наставничества заметно больше;
- в-третьих, на готовность врачей стать наставниками оказывает влияние загруженность на работе: чем она больше, чем более уставшими они себя ощущают, тем ниже их готовность брать дополнительную нагрузку. Аналогичная тенденция характерна и для медицинских сестер.
Совокупность собранной в течение ряда лет информации позволила ученым разработать концепцию развития института наставничества в виде семи моделей, сформированных на пересечении пяти целей наставничества и шести целевых аудиторий наставничества. Для каждой из семи моделей ученые разработали подробное описание целевой аудитории и задач наставничества в рамках конкретной модели, сроков наставничества и алгоритмов его проведения, методик отбора наставников, видов поощрения труда наставников, ожидаемых результатов для медицинской организации, инструментов оценки эффективности наставничества и т. д. Кроме того, была разработана форма (анкета), призванная помочь медицинским организациям определиться с наиболее подходящей для них моделью (или моделями) наставничества.
Эти разработки легли в основу проектов нормативно-методических документов уровня Департамента здравоохранения города Москвы, направленных на совершенствование работы института наставничества в медицинских организациях столичного здравоохранения.
Еще одним подспорьем для столичных медицинских организаций может стать подготовленный сотрудниками отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ «Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения» (готовится к изданию в 2022 году). В Атласе структурирован разнообразный опыт наставнических практик в соответствии с теми вопросами, которые традиционно интересуют организаторов системы наставничества в медицинской организации: содержание наставничества применительно к той или иной целевой группе, отбор наставников, их мотивирование; процесс организации наставничества и т. д. Предыдущий аналогичный труд, подготовленный этой же командой исследователей, – «Атлас лучших региональных практик наставничества в сфере здравоохранения» вышел в свет в 2020 году.
Резюмируя результаты проведенных исследований, автор подчеркивает, что институт наставничества не только сохраняет актуальность, но и предполагает его дальнейшее совершенствование. В ряду соответствующих мер – развитие основанной на наработках ученых и опыте практиков нормативно-правовой базы, обеспечивающей его наиболее эффективное функционирование.