Наставничество в здравоохранении: итоги конференции

25 мая на Цифровой платформе «Московская медицина. Мероприятия» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество в здравоохранении: уроки пандемии».

Модератором выступила директор НИИОЗММ ДЗМ Елена Аксенова. Открывая мероприятие, она напомнила, что наставничество в здравоохранении практиковалось еще в СССР с 1934 года и наиболее активно развивалось в 1970-е годы XX века. Современная тенденция говорит о том, что тема наставничества в медицине не только не теряет своей актуальности, но и приобретает новую значимость.

«20 января 2021 года на встрече с волонтерами президент России Владимир Путин также отметил необходимость развития наставничества, в первую очередь в системе здравоохранения. Во время пандемии на медицинские кадры в Москве было очень много возложено. В систему здравоохранения пришли ординаторы и врачи из регионов. Самое главное – мы смогли организовать коммуникацию между специалистами системы здравоохранения города и вновь прибывшими специалистами, чтобы быстро передать все управленческие навыки», – отметила Елена Аксенова.

Директор НИИОЗММ сказала, что задача специалистов – проанализировать уроки пандемии, систематизировать полученную информацию, найти механизмы и инструменты, которые потребуются для развития молодых кадров в дальнейшем, создания образовательной и исследовательской инфраструктуры.

«Мы разработали уникальную методику анализа определения модели наставничества, охарактеризовали уже семь основных моделей наставничества, подготовили атлас лучших практик наставничества в Москве, создали тематический сайт, который скоро будет доступен для пользователей», – перечислила Елена Аксенова.

Модератор конференции, д. э. н., аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН Ольга Александрова отметила, что рождаемость, смертность и качество жизни населения зависит от работы системы здравоохранения:

«Нам очень важно, чтобы медицинские работники обладали необходимым набором знаний, навыков и умений. Поэтому мы занимаемся исследованием, вырабатываем новые модели и подходы к внедрению наставничества для разных медицинских организаций.

В прошлом году на фоне пандемии проводилась экспертная сессия по вопросам наставничества. Уже тогда были некоторые размышления о том, какие проблемы возникают в экстремальных условиях, когда нужно максимально быстро ввести врачей и медицинских сестер в тематику другого профиля работы, какие психологические проблемы возникают в связи с этим. Мы уже тогда поняли, что нужно провести мероприятия, которые впишут работу института наставничества в контекст пандемии COVID-19.

Как показывает наше исследование, контакт во время производственной практики чрезвычайно важен для дальнейшей трудовой траектории молодого специалиста. Когда мы провели опрос столичных врачей и медицинских сестер, обнаружили, что среди факторов, которые держат на работе (стабильность работы и зарплаты), третьим пунктом идет атмосфера, чувство локтя и команды. Эти факторы тоже должны развиваться в рамках наставничества».

Ольга Александрова напомнила, что отделом организации здравоохранения НИИОЗММ составлен атлас лучших региональных практик наставничества, также завершается работа над атласом лучших практик, существующих в московских медицинских организациях.

В продолжении конференции главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Консультативно-диагностической поликлиники № 121 ДЗМ Андрей Тяжельников рассказал про реализуемый с 2018 года проект «Школа профессионального роста», который создан для молодых специалистов, выпускников медицинских колледжей и вузов: «Проект возник в ответ на изменение формата медицинского образования. Студенты стали выпускаться с первичной аккредитацией и приходить в медицинские организации в качестве участковых врачей-терапевтов или педиатров». По словам главного врача, сотрудники, которые работают с молодыми кадрами, заинтересованы в их качественной профессиональной подготовке и адаптации.

Аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ Юлия Бурдастова отметила важную роль дистанционных технологий, с помощью которых может осуществляться виртуальное наставничество, а электронные базы широко используются для самообучения и повышения образовательного уровня.

Также практикой наставничества в своих медицинских учреждениях поделилась главная медицинская сестра городской поликлиники № 22, внештатный окружной специалист ЮЗАО по управлению сестринской деятельности Валентина Зарубина. Она подчеркнула, что наставником должен становиться человек, который любит свою профессию и чувствует себя реализованным в ней.

Старшая медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии и реанимации Городской больницы № 52 Светлана Архипенко и медицинский психолог Городской больницы № 52 Надежда Маленкова рассказали, что на базе их медицинского учреждения в период с 2019 по 2020 годы адаптацию прошли 280 молодых специалистов. При этом развиваются проекты и для давно работающих сотрудников, направленные на предотвращение эмоционального выгорания и физическую реабилитацию.

Подводя итог, Елена Аксенова отметила, что у НИИОЗММ грандиозные планы по аккумулированию лучших мировых, российских и московских практик по теме наставничества. Будут подготовлены методические рекомендации, которые позволят выбирать и внедрять ту или иную модель наставничества на базе различных медицинских организаций.

Поделиться:

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее