2 сентября 2021 года в рамках проекта «Научная лаборатория "Московская поликлиника"» состоялась 11-я лекция «Основные принципы академического письма».

Вебинар был посвящен специфике академического письма, типам и стилю научных публикаций, правилам написания научных работ, подготовке статей к изданиям и основным ошибкам, которые допускают авторы.

Спикерами лекции стали кандидат экономических и кандидат социологических наук, главный редактор журнала ВАК «Труд и социальные отношения», заместитель главного редактора журнала Scopus «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» Ананченкова Полина Игоревна и директор ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ» Безымянный Алексей Сергеевич.

Все занятия проходят в онлайн-формате на цифровой платформе НИИОЗММ ДЗМ «Московская медицина. Мероприятия».

Предлагаем ознакомиться с записью вебинара.

С записью предыдущих лекций в рамках данного проекта можно ознакомиться в разделе «Проекты НИИ» – Научная лаборатория «Московская поликлиника» – «Новости проекта».

По всем вопросам и пожеланиям вы всегда можете написать на эл. почту: niiozmm@zdrav.mos.ru 

  • ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ


    Полина Сергеевна Ананченкова: «Все базовые принципы создания научного текста укладываются в простое правило: необходимо смотреть требования к авторам у конкретного журнала. В каждом издании есть свои традиции: они могут быть схожими, а могут совершенно не пересекаться».


    Академическое письмо – это особый жанр письменной речи, имеющий специфические черты:

    • Структуры и композиции текста
    • Языкового стиля
    • Письменного лексикона
    • Логики перехода между частями текста
    • Содержания текста
    • Названия и других атрибутов текста
    • Оформления текста

    При работе над структурой и композицией текста необходимо учитывать:

    • Требования конкретного журнала
    • Общий объем текста. Печатный (авторский) лист (1 п. л. = 40 тыс. знаков.)
    • Структура (IMRaD и пр.)
    • Объем каждой структурной единицы текста

    Классическая структура академической статьи

    • Вводная часть, которая ставит проблему
    • Методологическая часть, которая показывает, с помощью каких методов исследования изучена поставленная проблема
    • Результаты, полученные в процессе проведения исследования
    • Критическое осмысление, дискуссия
    • Выводы

    Полина Сергеевна Ананченкова:«Как правило, большую часть текста занимают результаты и дискуссия, поскольку именно этот раздел научного текста отражает позицию автора и логику его мысли. Особенно это важно в медицинских журналах, поскольку в медицине большое значение имеют доказательства и конкретные факты, результаты клинических исследований».


    Стиль изложения. Специфика научных статей

    • Собственно научный жанр
    • Научно-учебный жанр
    • Научно-популярный жанр
    • Терминология
    • Профессионализмы и профессиональные жаргонизмы
    • Оборотные и вводные слова
    • Пунктуация
    • Письменная интонация
    • Акцентирование внимания читателя

    Письменный лексикон академических статей

    • Терминология (МКБ, ВОЗ)
    • Аббревиатуры (ФГБУ, НИИ)
    • Названия
    • Принятые сокращения (главврач, медсестра). При первом упоминании пишем подробно «главный врач» и «медицинская сестра»
    • Пунктуация

    Базовый принцип перехода между частями текста

    • От общего к частному
    • По заданной структуре
    • От вводной части к задачам и выводам


    Полина Сергеевна Ананченкова: «Для медицинского текста характерны ясные и конкретные примеры. Академическое письмо отличается аргументированностью и доказательностью».


    Существуют определенные классические требования к научным статьям, которые должны строго соблюдаться. Несоблюдение может стать основанием для отказа редакции от публикации статьи. При этом важно помнить, что главный ориентир – это требования конкретно данного журнала, в соответствии с которыми нужно согласовывать свой материал и его форматирование.

    Дополнительные данные по научным текстам:

    • Название (правило 7 слов)
    • Сведения об авторах (аффилиация, регалии, ID)
    • Аннотация (основная мысль текста)
    • Ключевые слова (слова, по которым можно найти статью)
    • Источники VS Использованная литература
    • Названия файла (правило 3 слов)

    При оформлении текста важно учитывать следующие параметры:

    • Поля
    • Шрифты
    • Форматирование
    • Межстрочный интервал
    • Таблицы, рисунки и пр.
    • Выделения
    • Колонтитулы
    • Нумерация страниц

    Как сформировать навыки академического письма?

    • Курсы академического письма
    • Практика регулярного чтения академических текстов
    • Критическое осмысление содержания, структуры, стиля и пр.
    • Создание коллекции академических «фишек» и лайф-хаков
    • Подготовка самостоятельных текстов
    • Обсуждение со старшими товарищами


    Полина Сергеевна Ананченкова: «Есть глобальные и утилитарные цели. Если глобальная цель заключается в том, чтобы поделиться с научной общественностью результатами научных исследований, то можно публиковаться в любом журнале. Если же стоит утилитарная цель сделать публикацию, которая будет засчитана при защите диссертации, то журнал должен иметь соответствующую аккредитацию ВАК».

    После выступления Полины Игоревны Ананченковой с докладом выступил Алексей Сергеевич Безымянный на тему «Опыт проведения клинических исследований в поликлиниках Москвы». Он представил собственную профессиональную оценку уровня развития академического письма в России и перспектив перехода от теории к практике, к фактическим клиническим исследованиям.


    Алексей Сергеевич Безымянный: «От теоретической части мы постепенно приближаемся к практической. Наступил тот период времени, когда мы можем формировать рабочие группы и обмениваться впечатлениями. Те наработки и тот анализ, которые сопровождают нашу работу, будут переходить в качественно написанный научный материал».

    Об уникальном российском опыте в области проведения клинических исследований.


    Алексей Сергеевич Безымянный: «Проведение клинического исследования вакцины “Спутник V”, которое началось в сентябре 2020 года, постепенно движется к завершению. Двадцать поликлиник Москвы превратились в научные базы, каждая из которых стала исследовательским центром. Это потребовало от нас решения многих задач: обучения команды на всех уровнях, формирования слаженности действий внутри нее и отработки алгоритма взаимодействия с пациентами, введения всей необходимой информации в ЕМИАС и в медицинскую карту пациента. Две проверки, проведенные европейскими регуляторами, показали, что мы сумели учесть все требования и правила.

    В настоящее время продолжаются исследования вакцины “Спутник Лайт”. В скором времени начнутся исследования по применению “Спутник V” для вакцинации подростков. Детские поликлиники уже готовятся к этим исследованиям, и мы активно обучаем персонал».


ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее