Полина Сергеевна Ананченкова: «Все базовые принципы создания научного текста укладываются в простое правило: необходимо смотреть требования к авторам у конкретного журнала. В каждом издании есть свои традиции: они могут быть схожими, а могут совершенно не пересекаться».
Академическое письмо – это особый жанр письменной речи, имеющий специфические черты:
- Структуры и композиции текста
- Языкового стиля
- Письменного лексикона
- Логики перехода между частями текста
- Содержания текста
- Названия и других атрибутов текста
- Оформления текста
При работе над структурой и композицией текста необходимо учитывать:
- Требования конкретного журнала
- Общий объем текста. Печатный (авторский) лист (1 п. л. = 40 тыс. знаков.)
- Структура (IMRaD и пр.)
- Объем каждой структурной единицы текста
Классическая структура академической статьи
- Вводная часть, которая ставит проблему
- Методологическая часть, которая показывает, с помощью каких методов исследования изучена поставленная проблема
- Результаты, полученные в процессе проведения исследования
- Критическое осмысление, дискуссия
- Выводы
Полина Сергеевна Ананченкова:«Как правило, большую часть текста занимают результаты и дискуссия, поскольку именно этот раздел научного текста отражает позицию автора и логику его мысли. Особенно это важно в медицинских журналах, поскольку в медицине большое значение имеют доказательства и конкретные факты, результаты клинических исследований».
Стиль изложения. Специфика научных статей
- Собственно научный жанр
- Научно-учебный жанр
- Научно-популярный жанр
- Терминология
- Профессионализмы и профессиональные жаргонизмы
- Оборотные и вводные слова
- Пунктуация
- Письменная интонация
- Акцентирование внимания читателя
Письменный лексикон академических статей
- Терминология (МКБ, ВОЗ)
- Аббревиатуры (ФГБУ, НИИ)
- Названия
- Принятые сокращения (главврач, медсестра). При первом упоминании пишем подробно «главный врач» и «медицинская сестра»
- Пунктуация
Базовый принцип перехода между частями текста
- От общего к частному
- По заданной структуре
- От вводной части к задачам и выводам
Полина Сергеевна Ананченкова: «Для медицинского текста характерны ясные и конкретные примеры. Академическое письмо отличается аргументированностью и доказательностью».
Существуют определенные классические требования к научным статьям, которые должны строго соблюдаться. Несоблюдение может стать основанием для отказа редакции от публикации статьи. При этом важно помнить, что главный ориентир – это требования конкретно данного журнала, в соответствии с которыми нужно согласовывать свой материал и его форматирование.
Дополнительные данные по научным текстам:
- Название (правило 7 слов)
- Сведения об авторах (аффилиация, регалии, ID)
- Аннотация (основная мысль текста)
- Ключевые слова (слова, по которым можно найти статью)
- Источники VS Использованная литература
- Названия файла (правило 3 слов)
При оформлении текста важно учитывать следующие параметры:
- Поля
- Шрифты
- Форматирование
- Межстрочный интервал
- Таблицы, рисунки и пр.
- Выделения
- Колонтитулы
- Нумерация страниц
Как сформировать навыки академического письма?
- Курсы академического письма
- Практика регулярного чтения академических текстов
- Критическое осмысление содержания, структуры, стиля и пр.
- Создание коллекции академических «фишек» и лайф-хаков
- Подготовка самостоятельных текстов
- Обсуждение со старшими товарищами
Полина Сергеевна Ананченкова: «Есть глобальные и утилитарные цели. Если глобальная цель заключается в том, чтобы поделиться с научной общественностью результатами научных исследований, то можно публиковаться в любом журнале. Если же стоит утилитарная цель сделать публикацию, которая будет засчитана при защите диссертации, то журнал должен иметь соответствующую аккредитацию ВАК».
После выступления Полины Игоревны Ананченковой с докладом выступил Алексей Сергеевич Безымянный на тему «Опыт проведения клинических исследований в поликлиниках Москвы». Он представил собственную профессиональную оценку уровня развития академического письма в России и перспектив перехода от теории к практике, к фактическим клиническим исследованиям.
Алексей Сергеевич Безымянный: «От теоретической части мы постепенно приближаемся к практической. Наступил тот период времени, когда мы можем формировать рабочие группы и обмениваться впечатлениями. Те наработки и тот анализ, которые сопровождают нашу работу, будут переходить в качественно написанный научный материал».
Об уникальном российском опыте в области проведения клинических исследований.
Алексей Сергеевич Безымянный: «Проведение клинического исследования вакцины “Спутник V”, которое началось в сентябре 2020 года, постепенно движется к завершению. Двадцать поликлиник Москвы превратились в научные базы, каждая из которых стала исследовательским центром. Это потребовало от нас решения многих задач: обучения команды на всех уровнях, формирования слаженности действий внутри нее и отработки алгоритма взаимодействия с пациентами, введения всей необходимой информации в ЕМИАС и в медицинскую карту пациента. Две проверки, проведенные европейскими регуляторами, показали, что мы сумели учесть все требования и правила.
В настоящее время продолжаются исследования вакцины “Спутник Лайт”. В скором времени начнутся исследования по применению “Спутник V” для вакцинации подростков. Детские поликлиники уже готовятся к этим исследованиям, и мы активно обучаем персонал».