Опросы общественного мнения, проводимые в период пандемии коронавируса, выявляли высокую степень приверженности населения ношению масок. Однако на деле в общественных местах можно наблюдать далеко не такую радужную картину. В чем причина такого расхождения, и как дела обстоят в реальности?
Одной из целей исследования, проведенного НИИОЗММ ДЗМ в Москве в конце июля 2020 г. методом стандартизированного наблюдения, была оценка реального масштаба ношения масок, а также понимание причин расхождения реальных и декларируемых практик, анализ социальных групп, специфичных по своему поведению в период масочного режима.
Исследование показало: тогда как во время опросов респонденты декларировали соблюдение масочного режима на уровне 80–90 %* (везде или в определенных общественных местах), их реальная приверженность ношению средств защиты в московском метрополитене находится в среднем на уровне 20–30 %**. И такое расхождение не может быть объяснено исключением из наблюдения группы тех, кто за рассмотренный период не пользовался метро. По мнению авторов, рассогласованность в полученных данных свидетельствует о наличии разрыва между установками некоторых групп населения и их реальным поведением.
С начала пандемии коронавируса в Москве проводилась комплексная работа по информированию населения о необходимости соблюдения масочного режима. И в этом контексте высокая самооценка приверженности ношения масок свидетельствует скорее о достаточном уровне информированности и в целом одобрении населением данного требования. Однако не для всех установки реализовались в соответствующем поведении.
Какие же группы населения на данный момент демонстрируют реальную приверженность мерам? Большая дисциплинированность в соблюдении масочного режима была выявлена у женщин среднего возраста, пожилых граждан и мужчин-мигрантов из Средней Азии. Опросы общественного мнения показывают большую приверженность женщин к следованию установленным требованиям и правилам. Кроме того, им в большей мере свойственна забота о своем здоровье. Ношение масок лицами старшего возраста соответствует выявленной большей осведомленности данных групп о последствиях заболевания коронавирусом для пожилых людей. Данную информацию они почерпнули из официальных источников, в основном из телевидения. Что касается мужчин-мигрантов из стран Средней Азии, ряд исследователей подчеркивают, что они часто сталкиваются с проверками полиции, в связи с чем носят маски, избегая дополнительных поводов.
Полученные данные демонстрируют необходимость усиления работы с ориентацией на менее дисциплинированные группы граждан. Особую обеспокоенность в этой связи вызывает молодежь, которая с наступлением осени должна соблюдать масочный режим в учебных заведениях. Их меньшая озабоченность состоянием здоровья в сочетании с негативизмом по отношению к «ограничениям» может стать причиной усугубления эпидемиологической обстановки.
Важно учесть, что, согласно результатам исследования, основой дальнейшей работы должно являться не исключительно информирование населения о необходимости масочного режима (большинство и так считает это требование нормативным), а то, чтобы «подтолкнуть» к реализации этой установки те или иные группы. Например, таким механизмом мотивации может стать работа «фасилитаторов» – лиц, которые будут мягко напоминать гражданам о необходимости носить маски.
Полученные результаты ни в коем случае не дискредитируют социологические данные. Они в очередной раз показывают, что определенные социологические методы должны использоваться для своих целей. Выявление реального уровня ношения масок с помощью прямого вопроса «Носите ли вы маску?» (или его модификации) – некорректное применение инструментария. Корректное же сочетание наблюдений и опросов дает картину, более приближенную к реальности.
*По данным трех волн исследования НИИОЗММ ДЗМ совместно с региональным бюро ВОЗ; по данным исследований фонда «Общественное мнение», проводимых в период пандемии в Москве.
**На момент проведения опроса. В дальнейшем в связи с ужесточением мер контроля показатель вырос. Данные получены благодаря произведенным подсчетам входящих пассажиров на различные станции, в различные дни, различное время суток (всего 14 точек наблюдения, более 16 000 наблюдений).