Специалисты отдела медико-социологических исследований НИИОЗММ ДЗМ совместно со специалистами ПКБ № 5 ДЗМ провели качественное исследование, выявляющее некоторые факторы ухода специалистов из широкого круга медицинских профессий. Для этого в июле – сентябре 2020 года были проинтервьюированы 12 человек с медицинским образованием в возрасте 27–42 года. По итогам 10 интервью и 2 автобиографических эссе по списку вопросов, а также анализа причин отказа от интервьюирования и обзора литературы по тематике исследования были составлены три кейса (см. инфографику ниже), отражающие причины ухода:

  • Допрофессиональный (после получения диплома или окончания ординатуры) выход из профессии тех, кто не видит себя в медицине («Быть врачом – это не мое»).

  • Уход в смежные сферы (профессиональный рост). Это может быть смена должности внутри одного учреждения, возвращение к ранее интересовавшим темам, желание попробовать что-то новое, не уходя полностью из медицины.

  • Выход из профессии как следствие выгорания. Этому способствуют напряженная работа, недовольство собой и, как следствие, апатия и нежелание работать по специальности.

Изучение кейсов позволило специалистам НИИОЗММ сформировать перечень факторов ухода из профессии: это несоответствие представлениям о врачебной профессии, снижение ее престижа, сложное обучение, плохие отношения в коллективе, чрезмерная нагрузка, недостаточная оплата труда и выгорание.

В свою очередь это помогло определиться с тем, как можно положительно влиять на ситуацию. Например, в начале своего пути многие будущие медики руководствуются романтизированными представлениями о профессии, и столкновение «идеальных» представлений и реальной медицинской практики (и нередко следующее за этим выгорание) становится одним из первых профессиональных кризисов. При этом успешность его преодоления может влиять на выбор дальнейших профессиональных траекторий, поэтому важную роль играют «яркие» преподаватели, способные не только зажигать в студентах интерес, но и уберегать от излишнего «романтизма». Нельзя забывать также о сложности учебы, способной вызвать неуверенность в себе, и последующем дисбалансе между сложностью обучения, его продолжительностью и будущей оплатой труда.

Чтобы удержать уже работающий персонал, важно создать хороший коллектив с атмосферой взаимовыручки и поддержки. Немаловажную роль в этом играет руководство коллективом – его профессиональные качества и стиль управления. Также важен фактор престижа специальности, поэтому должен быть сформирован соответствующий образ медицинского специалиста-профессионала.

Медицинские работники относятся к категории профессий, в которых выгорание встречается чаще других, поэтому профилактика выгорания должна носить комплексный характер, подразумевать мониторинг состояния сотрудников, возможность физического и психологического восстановления для сотрудников и квалифицированную психологическую поддержку.

В свою очередь анализ причин отказа от интервью показал, что работники системы здравоохранения (в т.ч. бывшие) не всегда готовы открыто высказывать негативную позицию и зачастую не верят, что их мнение может что-то изменить. Соответственно, видна необходимость внедрения эффективной, никак не формальной системы мониторинга обратной связи от сотрудников в медицинских организациях города Москвы.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее