НИИОЗММ совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН продолжает масштабное исследование темы наставничества в рамках проекта «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового потенциала государственной системы здравоохранения города Москвы» (2020–2022 гг.). 24 июня 2021 года на цифровой платформе НИИОЗММ ДЗМ состоялся экспертный семинар «Как выбрать и внедрить лучшую модель наставничества в медицинской организации». Специалисты обсудили новые удобные модели наставничества, призванные помочь адаптации и профессиональному развитию как новых сотрудников медицинской организации, так и тех, кто вынужден перепрофилировать медицинскую деятельность в рамках своей организации.

«Наша задача – помочь медикам, как рядовым, так и руководству медицинских учреждений. Поэтому мы заинтересованы в пристрастном обсуждении предлагаемых моделей: что верно, что неверно, что учтено, чего пока еще не хватает», — отметила, открывая семинар, аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, д. э. н. Ольга Александрова.

На основе проведенного исследования разработаны семь моделей наставничества для столичного здравоохранения. О них рассказала аналитик отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, к. э. н. Юлия Бурдастова. «Матрица» наставничества определяется его целью и целевыми группами. Число моделей соответствует числу целевых групп. При этом перечень целевых групп гораздо шире, чем обычно, и включает в себя не только молодых специалистов, которые всегда рассматривались как объект наставничества. В нем нуждаются и сотрудники старшего поколения, например, при освоении цифровых технологий или нового оборудования, сотрудники, которые переходят в другое отделение медицинской организации и т. д. Также на выступлении был детально представлен образ наставника, каким его хотят видеть сами сотрудники медицинских организаций. Модели наставничества по развитию корпоративной культуры в медицинских организациях было посвящено выступление аналитика отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, к. э. н. Натальи Аликперовой. Это достаточно новая тема для здравоохранения, однако фактор корпоративной культуры значительно влияет как на взаимодействие с пациентами, так и на лояльность самих сотрудников медицинских организаций. В докладе были также представлены специальные анкеты для выявления потенциальных наставников в организации.

С докладом «Наставничество 2.0: новый опыт в системе адаптации молодых специалистов на Станции скорой и неотложной помощи им. А. С. Пучкова» выступили заместитель директора Станции скорой и неотложной помощи им. А. С. Пучкова, к. м. н. Ольга Логвинова и председатель молодежного совета Станции Юлия Рахмачева. Наставничество на станции скорой помощи – давняя традиция, и сегодня разработана четкая система адаптации вновь приходящих медицинских работников. Немаловажную роль в процессе на всех этапах адаптации играет психолог, который взаимодействует как с молодым специалистом, так и с его наставником. Светлана Воронкова, к. ю. н., заместитель главного врача по развитию «Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» (Санкт-Петербург) представила междисциплинарный подход к развитию наставничества в науке и практике здравоохранения. Говоря о том, что специалисты современного здравоохранения – это не только врачи и медицинские сестры, но и ученые, она привела примеры кейсов, когда при выполнении научной работы возникала потребность в двух и более наставниках в зависимости от профиля исследования.

Президент Региональной общественной организации медицинских сестер Москвы Ирина Калинина выступила с докладом «Взаимодействие практического здравоохранения и профессионального образовательного учреждения в вопросах наставничества» и обозначила конкретные болевые точки системы, «перегородки» между сферой профессионального образования и практическим здравоохранением. С этими трудностями напрямую связаны проблемы ухода из профессии, кадровые потери молодых специалистов среднего звена. По-настоящему привить любовь к профессии может только наставник.

Руководитель Центра научной карьеры Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, д. м. н. Ольга Морозова рассказала о работе Центра, как об уникальной модели наставничества в сфере медицинской науки, где наставниками-тьюторами становятся студенты-старшекурсники, которые прошли курс обучения в Центре. Они делятся собственным опытом повышения конкурентоспособности в научной сфере, прохождения международных стажировок, подготовки публикаций в научных журналах и т. д.

Завершая экспертный семинар, Ольга Александрова напомнила слушателям, что на сайте НИИОЗММ уже представлен Атлас лучших региональных практик наставничества в медицинских организациях и готовится аналогичный атлас московских практик, также на сайте опубликована видеозапись Всероссийской научно-практической конференции «Наставничество в здравоохранении: уроки пандемии».

На данный момент у специалистов отдела организации здравоохранения в работе находится пакет методических материалов по формированию и внедрению моделей наставничества в медицинской организации с учетом ее специфики.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее