Сотрудники отдела организации здравоохранения в рамках реализации НИР «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы» подготовили монографию «Развитие корпоративной культуры медицинских организаций в период становления медицинского туризма».
Медицинский туризм, представляющий собой выезд с территории постоянного проживания, в том числе за границу, с целью укрепления здоровья, лечения или профилактики заболеваний, является одним из быстро развивающихся видов туризма. Его развитию способствует ухудшающееся здоровье населения, приводящее к тому, что люди все чаще предпочитают сочетать обычный отдых с оздоровительными процедурами или лечением. Сегодня именно этот вид туризма является одним из наиболее прибыльных, особенно для государств с развитой медициной и туристической инфраструктурой. Хорошей перспективой экспорт медицинских услуг может стать и для российской экономики. Не случайно о необходимости его развития говорится с высоких трибун и в официальных документах государства.
В монографии представлены результаты проведенных авторами исследований, целью которых было выяснить, что тормозит развитие в России въездного медицинского туризма и какую роль в ускорении этого процесса может играть корпоративная культура медицинских организаций.
В начале монографии описываются теоретико-методологические подходы к исследованию медицинского туризма; затем рассматриваются барьеры и драйверы развития этой отрасли в России; далее внимание читателей фокусируется на влиянии, которое на экспортный потенциал медицинских организаций оказывает умение их сотрудников учитывать этнокультурные и религиозные особенности пациентов (рис. 1); завершает труд рассказ о роли института наставничества в развитии корпоративной культуры, призванной сделать взаимодействие с такими пациентами более эффективным.
Авторы заключают, что специфика медицинского туризма как сектора, способного придать импульс развитию не только здравоохранения и туристической отрасли, но и множества смежных отраслей, делает его весьма серьезным фактором экономического роста. Это, а также серьезная прибыль, которую способен приносить развитый экспорт медицинских услуг, заставляет многие страны вступать в весьма острую конкуренцию за иностранных пациентов.
У России в сфере медицинского туризма есть ряд несомненных плюсов. Это и берущая свое начало еще в советский период система подготовки медицинских кадров, и относительно сохранившаяся медицинская наука, и имевшие место в недавнем прошлом достижения российской медицины в области сердечно-сосудистой хирургии, офтальмологии, ортопедии. А также – необыкновенное природно-климатическое и историко-культурное богатство и протяженные границы с множеством стран, имеющих с Россией давние связи. С некоторых пор к перечисленным безусловным плюсам добавилось еще одно преимущество, не столь бесспорное с других точек зрения, но полезное в данном конкретном случае – возможность за счет невысокой курсовой стоимости национальной валюты выигрывать в ценовой конкуренции.
Есть и негативные факторы, снижающие привлекательность России в качестве направления для въездного медицинского туризма. К ним можно отнести сложность оформления въездных виз; проблемы транспортной доступности; неразвитую туристическую инфраструктуру; отсутствие гарантий качества в виде международных сертификатов и аккредитации в международных организациях; дефицит информации о возможностях медицинского туризма в России; невысокий уровень сервиса и др.
Отдельного внимания заслуживают проблемы, касающиеся взаимодействия с иноязычными пациентами, а также с больными, имеющими этнокультурную и религиозную специфику. Если проблемы, связанные с языковыми барьерами, лежат на поверхности, то менее очевидными являются проблемы, связанные с влиянием на процесс диагностики и лечения традиций и обычаев, свойственных этносу, к которому принадлежит пациент, или обусловленных требованиями его религии. Учет этих факторов или, напротив, пренебрежение ими могут иметь принципиальное значение и для успешности лечения конкретного иностранного пациента, и для привлекательности российских медицинских организаций в глазах его соотечественников. Решение проблем такого рода лежит в плоскости развития корпоративной культуры, нацеливающей сотрудников медицинской организации на повышение осведомленности о подобных особенностях пациентов и их максимально возможный учет, проявление к ним уважения и терпимости.
Эффективным инструментом внутриорганизационного профессионального развития сотрудников является наставничество (рис. 2).
Одна из его моделей, входящая в разработанную авторами ранее «линейку» моделей наставничества, как раз и призвана содействовать развитию корпоративной культуры медицинской организации. Привитые сотрудникам в процессе реализации данной модели наставничества навыки продуктивного взаимодействия с иностранными пациентами будут способствовать росту экспортного потенциала медицинских организаций.
Читатели смогут ознакомиться с монографией «Развитие корпоративной культуры медицинских организаций в период становления медицинского туризма» уже в начале 2023 года.