В журнале перечня ВАК вышла статья, посвященная результатам исследования, проведенного Центром медико-социологических исследований для офиса уполномоченного по правам человека в Москве.

Работа была посвящена соблюдению прав населения на охрану здоровья и медицинскую помощь в период начала пандемии в Москве (2020 год).
В ходе исследования было концептуализировано понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь как комплексное и многогранное понятие, перечислены составляющие его компоненты. Исходя из выработанного понимания, оно позволило авторам выделить типы возможных нарушений прав на охрану здоровья и медицинскую помощь:

1) нарушения в области оказания медицинской помощи (недоступность, ненадлежащее оказание, отказы, нарушение приоритетности профилактики);
2) нарушения в области обеспечения эпидемической и инфекционной безопасности;
3) нарушения в области предоставления информации.

Для практической части была применена комбинация методов: контент-анализ социальных медиа по тематике (выгрузка 23 596 сообщений), телефонный опрос (случайная стратифицированная выборка 1533 респондента), 6 фокус-групп с гражданами, которые считали, что их права на охрану здоровья и медицинскую помощь были нарушены.

Что касается самого понимания права на охрану здоровья, более 40 % участников затруднились с ответом или содержательная интерпретация их ответов оказалась невозможной. Относительно содержательных ответов, существенный их процент касался различных аспектов права на бесплатный, равный и оперативный доступ к медицинским услугам высокого качества. Об этом сообщили порядка половины респондентов (47 %). Фокус-группы показали восприятие государства как основного актора, который ответственен за здоровье населения. Видится, что патерналистское восприятие государства как основного актора в ситуации с пандемией вносит свой вклад в пассивную позицию населения и плохо соотносится с активной ролью гражданина в деле поддержания общественного здоровья.

По результатам опроса:
  • получили «абсолютно достаточно» информации о ситуации с коронавирусом, путях его распространения и мерах профилактики 83 % опрошенных. При этом исследование позволило выделить важные барьеры при информировании о ситуации с коронавирусом: противоречивость (официальные источники не должны противоречить друг другу, а при устаревании/опровержении информации это должно дополнительно поясняться) и недоступность изложения информации (формат и подача информации должны соответствовать площадке и целевой аудитории).
  • 72 % работающих москвичей считают, что им были обеспечены безопасные условия труда в период пандемии.
  • отношение родителей к введенным в школах мерам по борьбе с инфекцией во многом было неоднозначным. Это связано со значительной дифференцированностью мер в тот период, например, очное обучение младших школьников при дистанционном обучении подростков. Такое разделение могло порождать вопросы – если меры разные, то чем это обосновано, какие из них целесообразны?
  • около половины респондентов время от времени сталкивалась с отсутствием в продаже СИЗ.
  • дефицит лекарств в целом не был распространенной проблемой.
  • около половины опрошенных (46 %), по собственному утверждению, с разной частотой сталкивались с ухудшением эмоционального состояния (чувство страха, тревоги, стресс) из-за введения режима самоизоляции.
  • большинство опрошенных, обращавшихся за медицинской помощью в период пандемии, не испытали проблем с ее получением. При этом в некоторых случаях респонденты, говоря о нарушении прав на получение медпомощи, руководствуются не реально существующими нормами (например, об установленных сроках ожидания помощи), а своими представлениями о них, когда при незнании реальных нормативов преувеличивается значимость одних ситуаций и не воспринимаются как нарушение другие.
На основе анализа данных опроса и фокус-групп были выявлены основные стратегии действий в случае ситуации, субъективно воспринимаемой как нарушение прав: избегание проблемы (наиболее распространенная), решение на месте, решение дистанционно.

По результатам телефонного опроса порядка 70 % респондентов, которым был задан вопрос о действиях, предпринимаемых для решения проблем (вопрос задавался тем, кто ранее отметил, что столкнулся с нарушением прав), затруднились с ответом. Это вновь подтверждает, что основной стратегией в случае проблемной ситуации, связанной с получением медицинской помощи, является избегание или игнорирование проблемы.

Исследование показало цели для просветительской работы. По результатам также выявлена необходимость организации и структурирования каналов обращения по вопросам нарушения прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, например, при помощи чат-бота в мессенджерах, который будет перенаправлять на релевантный канал обращения в зависимости от конкретной ситуации. Также видится важной разработка алгоритмов решения проблем на местах.
Обзор показал, что исследование, как с теоретической, так и с практической точки зрения, является одним из наиболее широких исследований соблюдения права на здоровье и медицинскую помощь в определенных условиях.

Основные положения исследования отражены в статье:
Богдан И. В., Габов К. И., Дренева А. А., Праведников А. В., Чистякова Д. П., Потяева Т. А. Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в первые месяцы пандемии: результаты социологического исследования // Вестник НГУЭУ. 2022. № 2. С. 209–227

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее