Подведены итоги работы за первый квартал 2020 года по проекту «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы». Проект выполняется НИИОЗММ ДЗМ по поручению Департамента здравоохранения города Москвы.

Важным результатом стал разработанный аналитиками отдела организации здравоохранения НИИОЗММ «Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения».

В преамбуле атласа подчеркивается, что вопросы адаптации новых сотрудников в учреждении, профессионального роста и повышения квалификации уже работающих сотрудников в настоящее время весьма актуальны. Учитывая недостаточность практических навыков молодых специалистов, развитие системы наставничества в медицинских организациях становится необходимостью. Для учреждений здравоохранения г. Москвы наставничество не является новой темой: большая часть опрошенных экспертов утверждают, что в их организациях эта система уже внедрена и дает положительные результаты.

Аналитиками отдела определены сильные и слабые стороны реализации практики наставничества в медицинской сфере, возможности и угрозы, заинтересованные стороны, преимущества системы для наставника (куратора, ментора) и его подопечного (ученика, менти). 

Проанализированы нормативные документы г. Москвы, регулирующие основные положения: цели и задачи адаптации молодых специалистов, внутренние и внешние инструменты реализации наставничества, разработка на основе типовых положений о наставничестве документов, необходимых для учета особенностей адаптации работников отдельных типов медицинских учреждений, и др. 

Кроме того, в атласе выделен опыт законодательного регулирования в некоторых регионах: Оренбургской, Ульяновской, Амурской, Иркутской областях, Забайкальском, Пермском, Приморском крае и других субъектах Российской Федерации. При этом подчеркивается, как важна система статистического учета и анализа результатов организации наставничества в каждом конкретном регионе.

Выявлены особенности создания площадок для обсуждения организации наставничества в медицинском сообществе, развития наставничества через медицинское добровольчество, внедрение специальных программ поддержки наставничества, проведения конкурсов профессионального мастерства как на уровне медицинской организации, так и на уровне региона и страны.

Учеными систематизированы критерии и результаты лучших практик наставничества на уровне отдельных медицинских организаций в российских регионах (ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак Почета» областная клиническая больница», МАУ «Центральная городская клиническая больница № 23» (г. Екатеринбург), ГБУЗ РБ «Городская детская клиническая больница № 17» (г. Уфа), ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С. В. Очаповского» (г. Краснодар), КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи» (Алтайский край), Третья городская клиническая больница г. Тамбова и др.).

Ряд представленных лучших практик непосредственно связан с применением различных форм наставничества, не только индивидуального, но и виде обучающих семинаров и лекций, а также с формированием Советов наставников на базе отдельных медицинских организаций, акцентированием внимания на обучении младшего и среднего персонала, использованием инновационных подходов в рамках повышения компетенции молодых специалистов.

Особое значение, по мнению аналитиков, приобретает растущее активное взаимодействие учреждений здравоохранения с медицинскими вузами, техникумами и колледжами, а также формирование условий для обмена опытом между сотрудниками разного уровня в рамках официальных и неформальных мероприятий.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее