Согласно проведенному анализу, большинство врачей имеют опыт использования компьютера и другой цифровой техники, но значительная часть медсестер (47 %) ими не пользовались. Возможно, это связано с тем, что в сравнении с другими специалистами, у медиков сильно ограничен дистанционный формат работы, что вызвано как отраслевой спецификой, так и недостатком технических возможностей.
Каков же уровень имеющихся у врачей и среднего медперсонала знаний и навыков в сфере информационных технологий и компьютерных программ? Выяснилось, что 31 % врачей и 30 % медсестер, использовавших компьютерную технику, испытывали нехватку знаний и навыков в данной сфере, то есть уровень их цифровой квалификации был ниже необходимого. Дефицит компетенций затруднял выполнение должностных обязанностей, снижая удовлетворенность теми или иными сторонами работы (табл. 1):
По мнению О. А. Коленниковой, проблема дефицита цифровой квалификации у медицинских специалистов связана не с базовой компьютерной грамотностью, а с умением работать со специализированными информационными системами и отдельными цифровыми инструментами. Поэтому актуален вопрос о повышении цифровой квалификации выше ее базового уровня.
Как показало исследование, врачи интенсивнее осваивают компьютерные технологии, чем средний медицинский персонал, что объясняется разницей в необходимости их использования для выполнения должностных обязанностей. Наращивали компетенции врачи и медицинские сестры больше самостоятельно, чем на специализированных курсах. В особенности это касается среднего медицинского персонала, т. к. для них специализированные курсы куда менее доступны, чем для врачей. Поэтому медицинские сестры при возможности сами осваивали компьютер и необходимые программы (табл. 2):
В сравнении с ситуацией в целом по экономике медицинские специалисты активнее занимались обучением в области владения компьютерными технологиями, что вызвано преобразованиями в медицинских организациях в рамках проектов цифровизации здравоохранения, а также принятием мер по борьбе с эпидемией COVID-19.
Автор заключает, что цифровая инфраструктура (компьютеры, устройства связи, сети для передачи информации и др.) способна вывести систему здравоохранения на новый уровень лишь при условии, что новые инструменты будут освоены и продуктивно использованы медицинскими специалистами. Их внедрение ставит задачу постоянного повышения уровня квалификации в этой области знаний.
Проблемы концентрируются не в простых навыках владения компьютерной техникой и Интернетом, а в умении пользоваться медицинскими цифровыми системами и отдельными инструментами, требующими специальных навыков и критической оценки информации. Для удовлетворения спроса на растущие потребности в обучении важно дальнейшее развитие гибкой системы повышения цифровой квалификации и более широкого доступа к ней разных категорий медицинских специалистов.
Заинтересованность в освоении новых цифровых инструментов будет расти, если медицинские специалисты в полной мере поймут и ощутят преимущества, которые цифровизация дает по сравнению с прежними условиями работы. Непродуманное внедрение цифровых технологий и отсутствие времени на адаптацию к ним чреваты неблагоприятными последствиями, а именно тем, что новые технические возможности не облегчат работу, а создадут дополнительную нагрузку на медицинских работников.