Важнейшим фактором доступности качественной медицинской помощи для населения является кадровое обеспечение медицинских организаций. В настоящее время все активнее обсуждается вопрос о возможностях привлечения «немедицинских» работников (не имеющих основного медицинского образования) к работе в МО. Исследованием данного вопроса в рамках анализа специфики оптимизации работы кадров МО занимается научный сотрудник отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, ведущий сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН, д. э. н., доцент Медведева Е.И.

Одной из «традиционных проблем» современного здравоохранения является определенный дисбаланс количества и структуры медицинских кадров. Государственные системы здравоохранения пытаются найти способы «восполнить» имеющийся дефицит и перераспределить функции: наделяют более широкими полномочиями сестринский корпус, привлекают к работе в медицинских учреждениях немедицинских специалистов, внедряют новые медицинские технологии. В условиях трансформации, реформирования и оптимизации российского здравоохранения все более актуальным становится вопрос о качестве подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Активное внедрение информационных технологий (ИТ) во все отрасли народного хозяйства, в том числе и в медицину, принципиально меняет необходимый набор компетенций будущих специалистов.

Современные решения в области ИКТ, которые сегодня повсеместно используются для решения задач российского здравоохранения и оказания медицинской помощи, существенно меняют подходы к подготовке студентов медицинских вузов и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере использования ИТ и телемедицинских технологий. Стремительное проникновение ИТ в здравоохранение не только как вспомогательного инструмента, но и на уровне систем принятия решений (постановки диагноза) с применением искусственного интеллекта требует качественного изменения процесса подготовки медицинских кадров. Активное переоснащение и изменение регламента работы (электронная запись к врачу, электронная очередь, электронные больничные листы, выписка рецептов, результатов анализов и т. п.) первичного и вторичного звеньев здравоохранения требуют изменения форматов обучения будущих специалистов-медиков. Медицинские организации (МО) в своей деятельности все чаще используют высокотехнологичную технику, которая также нуждается в специалистах.

Для эффективной работы с новейшими решениями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) каждому медику сегодня необходимо знать основы информатики, работы медицинских информационных систем, теории кибернетики, робототехники, технологий искусственного интеллекта (ИИ). Современные подходы к оказанию медицинской помощи на основе применения телемедицины (ТМ) и онлайн-коммуникаций требуют дополнительных практических знаний от будущих медиков в области ТМ-технологий.

На современном этапе развития области ИТ позволяют: осуществлять диагностику и принимать решения на основе ИИ, использовать ТМ-технологии при лечении целого спектра заболеваний, реализовывать дистанционный биомониторинг, который востребован для оказания помощи по сопровождению пациентов с хроническими заболеваниями. Современное диагностическое оборудование – это высокотехнологические аппараты, которые используют не только все новые достижения в области физики, химии, но и активно базируются на функционале ИКТ для передачи и обработки всех результатов обследования, показателей жизнедеятельности.

Современное молодое поколение более лояльно относится к возможностям применения ИКТ в системе здравоохранения и оказания медицинской помощи. Изменения, происходящие в медицине, связанные с экзогенными и эндогенными условиями развития и повсеместным внедрением и использованием ИКТ и ТМ в работе МО, приводят к необходимости развития новых компетенций и знаний при подготовке студентов в медицинских вузах. У студентов существует внутренняя мотивация к изучению ИКТ, так как они их воспринимают как объективную реальность не только в своей повседневной жизни, но и при осуществлении эффективной и востребованной в будущем профессиональной деятельности. Необходимо анализировать НПР университетов для создания/адаптации курсов, связанных с применением ИКТ в медицине и ТМ-технологий.

Таким образом, для эффективной работы с новейшими решениями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) каждому медику сегодня необходимо знать основы информатики, работу медицинских информационных систем, теорию кибернетики, робототехники, технологий искусственного интеллекта (ИИ). Современные подходы к оказанию медицинской помощи на основе применения телемедицины (ТМ) и онлайн-коммуникаций требуют дополнительных практических знаний от будущих медиков в области ТМ-технологий. Все эти вызовы качественно меняют подходы к подготовке студентов-медиков и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере ИТ, ИКТ и ТМ.

На сайте осуществляется обработка файлов cookie, необходимых для работы сайта, а также для анализа использования сайта и улучшения предоставляемых сервисов с использованием метрической программы Яндекс.Метрика. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие с использованием данных технологий

Подробнее