2024
Аналитический отчет предназначен специалистам в области медицинского образования, организации здравоохранения.
Данное исследование рассматривает образ медицинского брата в социальных медиа и по данным опросов в г. Москве. Показано, что образ специалиста в обеих областях не сформирован, круг задач специалиста плохо рефлексируется. В противоположность зарубежным исследованиям выявле- ны скорее «маскулинные» (мужчина в медицине), а не «феминные» (мужчина в «женской профессии») представления о специалисте. Результаты исследования можно использовать в рамках общей инфор- мационной работы с образом специалиста «сестринского дела». Предложенные по результатам иссле- дования рекомендации помогут показать, что «сестринские дело» может быть достойным выбором и для мужчины.
Представлен отчет по фокус-групповому и опросному (количественному) исследованию опыта получения медицинских услуг на территории Российской Федерации иностранцами – гражданами стран СНГ. Формат демонстрации результатов исследования – «слайддок». Результаты сопровождаются множественными визуальными иллюстрациями и цитатами. По итогам работы предложены важные инсайты для стратегии продвижения лечения в России среди иностранцев.
Приведена краткая информация о научных и аналитических исследованиях отдела медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» за 2021 г.: исследованиях в сети Департамента здравоохранения, всемосковских опросах (по заказу медицинских служб или органов власти Москвы), международных проектах, а также о комплексном проекте по исследованию лояльности в здравоохранении. Брошюра содержит информацию как о проектах, по которым публикации представлены на настоящий момент в открытом доступе (и в целом по публичной активности относительно проектов), так и по актуальным неопубликованным проектам. Издание подготовлено для использования службами Департамента здравоохранения города Москвы.
В брошюре описаны общие характеристики конкурса, ожидания и полученный результат.
В аналитическом докладе предложена методология оценки информационной работы медицинских организаций в сети Интернет по доменам «постинг», «содержание», «вовлеченность», «обратная связь». Приведен рейтинг 237 городских медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, по соответствующим критериям. Даны рекомендации. Работа предназначена для использования руководителями медицинских организаций и структурных подразделений, а также ответственными за ведение информационной работы в сети Департамента здравоохранения города Москвы.
В аналитическом отчете представлены результаты исследования отношения жителей Москвы к информации по вопросам здоровья, размещенной в социальных медиа. Исследование проведено в 2022 году путем телефонного анкетирования с использованием случайной стратифицированной выборки. Показана частота обращения к различным социальным медиа в целом и распространенность поиска информации о здоровье в них в частности, в т. ч. с сегментацией на отдельные группы населения. Рассмотрены каналы по теме здоровья в социальных медиа, пользующиеся наибольшим интересом населения.
В аналитическом докладе представлены результаты исследования уровня санитарной грамотности населения Москвы с использованием адаптированного европейского опроса HLS. Исследование проведено в 2022 году путем телефонного анкетирования с использованием случайной стратифицированной выборки. Подробно рассмотрены различные аспекты санитарной грамотности, интегральный индекс, в т. ч. в их взаимосвязи с социально-демографическими характеристиками населения, а также практиками использования населением интернет-ресурсов. Дана оценка текущему уровню санитарной грамотности населения Москвы и рекомендации по его повышению.
В аналитическом докладе проанализированы практики привлечения и информирования посетителей на Интернет-ресурсах медицинских организаций. Для анализа отобраны 10 лучших медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы по данным параметрам, а также выборка показательных кейсов медицинских организаций федеральной и частной формы собственности. На основании анализа выбраны «лучшие практики» в данной области и даны прикладные рекомендации. В заключение предложены гипотезы для тестирования в рамках UX-исследования.
В издании приведены данные анализа допандемического опроса москвичей, проведенного ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», на тему практик правильного питания. Рассмотрены проблемы социально-демографической сегментации населения города по следованию правильному питанию, вопросы того, что понимает население под правильным питанием, реальная информированность и мифы в данном вопросе.
В брошюре приведены результаты опроса специалистов московских медицинских организаций по различным аспектам фармаконадзора (2021-2022 г.). Рассмотрена информированность сотрудников по данному вопросу, воспринимаемые барьеры и перспективы, критерии оценки различных групп лекарственных препаратов.
Приведены результаты опросов столичных медработников и москвичей, не имеющих отношения к медицине, на тему ЗОЖ, рационального поведения и отношения к медицине.
В издании отражены результаты социологического исследования, проведенного методом «case study», посвященного причинам ухода медицинского персонала (врачебного, среднего) молодого и среднего возраста из медицинских организаций. Рассмотрены профессиональные траектории респондентов и кейсы, которые они образуют, а также факторы, способствующие уходу из профессии. Даны рекомендации по улучшению ситуации.
Приведены результаты оценки удовлетворенности населения услугами частной и государственной стоматологии, сравнения различных методик мониторинга данного показателя, структуры обращений в организации. Приведены предложения по улучшению работы государственной стоматологии.
В издании приведены результаты наблюдений за ношением масок москвичами в общественных местах города Москвы по итогам более 16 000 наблюдений. Выявлено, что реальные показатели ношения масок населением в несколько раз ниже таковых, получаемых при социологических опросах населения, рассмотрены причины этого. Рассмотрено, при каких условиях москвичи надевают маски, какие есть особенности их ношения, рассмотрены группы, более (женщины, пожилые, мужчины-мигранты) и менее (молодежь, мужчины среднего возраста) приверженные правильному ношению масок, корректные и некорректные практики социального дистанцирования. Даны рекомендации по итогам наблюдений.
Исследование проведено совместно с ДГП № 86. В брошюре приведены результаты исследования лояльности сотрудников детской поликлиники, в том числе в разрезе подразделений организации, описаны влияющие на нее факторы. По итогам исследований подготовлен план дальнейших действий.
В брошюре отражен обзор научных и аналитических источников, посвященных показателю лояльности ((e)NPS). Приведены данные о достоинствах и недостатках методики.
Кратко рассмотрен мировой и отечественный опыт исследования лояльности в здравоохранении, приведены результаты исследований отдела медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» о лояльности населения Москвы к московскому здравоохранению и прикладному применению методики в деятельности медицинской организации (лояльность персонала).
В аналитическом докладе сведены исследования отдела медико-социологических исследований ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» на тему отношения врачей и населения к информационным продуктам московского здравоохранения и перспективам внедрения телемедицины.
Исследование проведено совместно с ИКБ № 2. В докладе приведены результаты изучения установок сотрудников на взаимодействие с пациентом и соответствующих навыков для этого, а также приведена информация о лояльности сотрудников инфекционной больницы. В контексте данных показателей рассмотрена результативность проведенных курсов пациентоориентированности (проведен срез «до» - «после»). Обозначены перспективы для дальнейшего совершенствования навыков сотрудников в данной области.
Индикаторы исследования соотносятся с задачами федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». На основании опроса медицинских специалистов педиатрических организаций Москвы рассмотрены оснащенность организаций (соотнесено с нормативами), условия пребывания детей. Уделено внимание вопросам образования сотрудников, некоторым вопросам профилактики и диагностики в педиатрии. Данные приведены в разрезе стационаров и поликлиник.
Исследование проведено совместно с ОМО по педиатрии.
Опрошены врачи московских поликлиник по вопросам их компетентности в нормативной базе и практиках оказания паллиативной помощи. Обозначены актуальные проблемы в знаниях и устаревшие практики, для проведения образовательных мероприятий.
Исследование проведено совместно с ОМО по паллиативной помощи.
В докладе приведены результаты оценки пациентами диспансеров качества онкологической помощи в Москве, выделены факторы удовлетворенности онкологической службой и обозначены направления развития службы. Также рассмотрены вопросы льготного лекарственного обеспечения и отношения пациентов к онкоскринингу.
Кроме этого в докладе затронуты актуальные проблемы в области построения системы мониторинга обратной связи от онкологических пациентов.