Выборочная совокупность (выборка)

При проведении исследования в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным опросить генеральную совокупность, т.е. общую численность объектов наблюдения (например, всех жителей столицы). Чтобы решить данную проблему и иметь возможность дать заключение обо всей генеральной совокупности, используется отбор выборочной совокупности.

Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, характеристики которой корректно отражают характеристики генеральной совокупности (репрезентируют ее).

Приведем пример:

Выборка, состоящая из студентов московских вузов, не репрезентирует всю московскую молодежь (т.к. как минимум не включает неучащуюся молодежь) и тем более не репрезентирует население Москвы.

Как бы мы ни увеличивали число опрошенных студентов московских вузов, данная выборка не будет отражать характеристики населения города Москвы. В этом случае понимание того, что «мы опросили МНОГО», не имеет никакой ценности. Важно знать, КАК отобрать корректную выборку.

Типы выборок

В зависимости от целей исследования используются различные типы выборок: вероятностные, невероятностные;

1. Использование вероятностной выборки предполагает, что все члены генеральной совокупности имеют равные шансы попасть в выборку.

1.1. Простая случайная выборка

Основной вид вероятностной выборки. Респонденты выбираются СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ из ПОЛНОГО списка единиц генеральной совокупности. На практике сформировать данный список достаточно трудно. Например, список всех мобильных телефонов не включает жителей, которые его не имеют, и т.д. Случайный отбор осуществляет компьютер (генератор случайных чисел), или используется таблица случайных чисел.

1.1.1. Калькулятор размера выборки

Доверительная вероятность
«Точность» – вероятность того, что случайный ответ попадет в доверительный интервал.
Наиболее
распространенный

Ошибка выборки или доверительный интервал
«Погрешность» – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.
5%
Наиболее
распространенный
%
Задайте свое
значение

Размер генеральной совокупности
человек

Требуемый размер выборки

1.1.2. Калькулятор ошибки выборки

Доверительная вероятность
«Точность» – вероятность того, что случайный ответ попадет в доверительный интервал.
Наиболее
распространенный

Размер генеральной совокупности
человек
Введите значение больше размера выборочной совокупности

Размер выборочной совокупности
человек

Предельная ошибка выборки

1.2. Случайная систематическая выборка

Генеральная совокупность упорядочивается (например, по алфавитному порядку, по номеру телефона и т.д.), случайным образом выбирается первый элемент выборки, каждый последующий выбирается с равным шагом (например, каждый 5-й, 20-й, 100-й респондент).

1.3. Стратифицированная случайная выборка

Генеральная совокупность разделяется на группы (страты). Внутри каждой страты совершается простой случайный или систематический отбор. При этом выборка должна отражать структуру генеральной совокупности, т.е. в выборке должны быть сохранены пропорции.

1.4. Кластерная выборка

Используется тогда, когда единицами отбора выступают кластеры (группы). Например, при исследовании сотрудников медицинских учреждений целесообразно отобрать сначала сами учреждения. Внутри кластера производится сплошной опрос (опрашиваются все его представители).

2. Использование невероятностных выборок обусловлено невозможностью случайного отбора. Отбор происходит по субъективным критериям – доступности, типичности и т.д.

2.1. Квотная выборка

Генеральная структура в данном случае воспроизводится за счет квот (пропорций), которые обычно отражают социально-демографические критерии. Например, заранее известно только число женщин и мужчин в генеральной совокупности. В этом случае в той же пропорции они отбираются и для выборочной совокупности. Внутри групп единицы отбора выбираются произвольно.

2.2. Метод «снежного» кома

Используется в том случае, если опросу принадлежат «труднодоступные» респонденты (например, люди с очень высоким доходом). У всех респондентов (начиная с первого) спрашивают контакты их знакомых, родственников, друзей, которые подходят для опроса.

2.3. Стихийная выборка

Выборка так называемого «первого встречного». Ее размер и состав достоверно не известен, он определяется лишь активностью самих респондентов. Используется, например, в телеопросах.

2.4. Выборка типичных случаев

Выбирается типичный признак, на основании которого отбираются и другие участники исследования. Выбор признака и его типичное значение производятся исследователем самостоятельно.

ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Подробнее