Деловая программа форума была насыщенной, в течение двух дней состоялось более 15 дискуссий и экспертных сессий. Специалисты обсудили вопросы развития амбулаторного звена, поделились достижениями в этой сфере. В мероприятии приняли участие более 80 экспертов в области здравоохранения из Москвы и других регионов – врачи, главы крупных медицинских центров, ученые, руководители профильных отраслевых министерств и ведомств.

Второй день форума полностью был посвящен обсуждению перспектив развития амбулаторного звена в рамках восьми тематических секций.

Цифровая поликлиника

Москва уже 10 лет занимается цифровизацией системы здравоохранения. Основой этого процесса является единая цифровая платформа здравоохранения, которая развивается совместно Комплексом социального развития Москвы и столичным Департаментом информационных технологий.

На дискуссии «Цифровая поликлиника» начальник Управления мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Наталья Катаева сообщила, что вся система здравоохранения в Москве будет перестроена на основе цифровизации.


ката.png
«Первый этап – внедрение, то есть создание медицинских информационных систем по ряду медицинских профилей. Второй этап – хранение, предполагающее переход от заполнения бумажных форм к их электронным аналогам с аккумулированием полученных данных в единой базе. И наконец, третий – использование цифровых данных. Это путь, по которому мы идем. Его цель – выстроить в столичной системе здравоохранения все процессы управления таким образом, чтобы они базировались исключительно на цифровых данных», – сообщила Наталья Катаева.

С августа 2022 года все детские поликлиники уже работают в цифровом формате, а взрослые перейдут на такой режим в ближайшей перспективе. Кроме того, в московском здравоохранении активно применяется искусственный интеллект. Сервисы, работающие на основе машинного обучения, умеют читать и понимать текст, голос и видео. Так, в Москве около 40 сервисов искусственного интеллекта помогают врачам в обработке лучевых исследований по 17 направлениям.


Федор.png
Главный врач городской поликлиники № 220 Андрей Федорук отметил, что в городе создаются сервисы, помогающие пациентам легко записаться на прием и контролировать свое здоровье: «Один из самых популярных сервисов среди москвичей – электронная медицинская карта, в ней сейчас содержится более 330 млн протоколов осмотров врачей. На втором месте лабораторный сервис – там собрано около 320 млн результатов анализов».

Помощник врача

В рамках дискуссии «Диспансерное наблюдение на современном этапе» заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Старшинин рассказал, как в столице создается система проактивного диспансерного наблюдения хронических пациентов.

старш.png
«С этого года формируется институт помощника врача. Такой специалист сопровождает пациентов с хроническими заболеваниями, входящими в группу диспансерного наблюдения. Помогая врачу, он следит за своевременностью назначения обследований, а пациента обучает правильному исполнению рекомендаций и ведению дневника самоконтроля. Помощник работает на конечный результат врача и конечный результат системы во благо пациента», – рассказал Андрей Старшинин.

Участники дискуссии обсудили важность создания института помощников врача, которые снимут с медиков административную нагрузку. Помощники будут собирать информацию о пациенте, чтобы на приеме специалист мог заранее подготовиться и не тратил лишнее время на опрос. Планируется, что проект охватит 1 миллион человек с опасными хроническими заболеваниями. 600 помощников будут помогать как врачам, так и пациентам, обеспечивать их персональным сопровождением.

Виртуальный прием

В ходе дискуссии «Виртуальный прием» эксперты обсудили актуальные вопросы и проблемы развития телемедицинских услуг в работе врачей поликлинического звена, вопросы психологического комфорта врача во время проведения дистанционной консультации, выработки критериев оценки эффективности и качества медицинских услуг.


пахур.png
Москва является лидером среди городов России в области развития телемедицины. Во время пандемии столичный Телемедицинский центр провел более 2 млн успешных консультаций, в которых ежедневно принимали участие более 300 врачей. «В период пандемии нагрузка на врачей первичного звена, врачей скорой помощи была колоссальной. В этот момент и был создан Телемедицинский центр. Он начал работать в марте 2020 года сразу в круглосуточном режиме. Телемедицина хорошо зарекомендовала себя, и сейчас мы стремимся к тому, чтобы каждый врач в поликлинике смог провести одинаково эффективно как обычный прием, так и онлайн- консультацию», – сообщила начальник Телемедицинского центра – структурного подразделения «Центр медицинской профилактики ДЗМ» Мариам Пахуридзе.


тяж.png
Ценность телемедицинской консультации отмечали и другие участники дискуссии. Она незаменима в регионах, где нет соответствующих специалистов, и снижает нагрузку на работников скорой помощи. В то же время еще идут дискуссии, когда и как эффективно можно применять телемедицинскую консультацию, не опасаясь того, что опираться при этом приходится лишь на слова пациента. «Этот вопрос нам еще предстоит решить. Мы должны разработать регламенты, которые подскажут каждому врачу, в каких ситуациях виртуальный прием возможен, а в каких нет», – подчеркнул главный внештатный специалист по медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Консультативно-диагностической поликлиники № 121 Андрей Тяжельников.

Московский стандарт

В Москве реализуется самая масштабная программа модернизации первичного звена здравоохранения по новому московскому стандарту за всю историю города. В нее вошло более 200 городских поликлиник. Это почти половина всего амбулаторного фонда столицы. Первичная медицинская помощь становится доступнее и качественнее, а сами медицинские организации – комфортнее и для пациентов, и для врачей.


Безым.png
На сегодняшний день в столичных поликлиниках применяется унифицированная навигация. На первом этаже расположены наиболее часто посещаемые кабинеты: дежурный врач, кабинет ОРВИ. В каждой поликлинике единый и понятный по составу набор специалистов, стандартный набор инструментальных исследований и оборудования. «Новый московский стандарт стал фактически брендом, а это означает, что типовую московскую поликлинику вы встретите как в Бибирево, так и в Печатниках», – заявил директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Безымянный, выступая на дискуссии «Стандартизация в первичном звене здравоохранения».

Первичное звено

В течение второго дня работы форума также состоялись дискуссии, на которых обсуждались актуальные вопросы, касающиеся различных аспектов работы участковых врачей и педиатров.

кучер.png
В частности, первый заместитель начальника Управления заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Екатерина Кучерявых отметила, что для врачей доверительные отношения с родителями ребенка. В этом им помогут электронные сервисы: «Один из элементов индивидуальной работы с пациентами и родителями – электронная карта. Она содержит полезные и удобные сервисы, в том числе Календарь профилактических прививок. Также родители получают важную информацию по электронной почте, с помощью смс-рассылок и пуш-уведомлений. Мы стараемся передать родителям всю необходимую информацию о вакцинации и заботе о ребенке».


лыс.png
Развитие института врачей общей практики тесно переплетено с теми преобразованиями, которые происходят сегодня в поликлиническом звене московского здравоохранения. В частности, об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в 2022 году специалистами Городской клинической больницы № 52. «Врач общей практики – отличная идея, которую поддержали все опрошенные нами врачи. На вопрос, как сделать более результативным труд врача, 83 % ответили: увеличить время приема до 15–20 минут; 73 % – передать часть работы помощникам; 53 % – стажироваться в стационарах; 32 % – внедрить цифровые сервисы. Также специалисты хотели бы заниматься научной деятельностью», – озвучила результаты опроса главный врач Городской клинической больницы № 52 Марьяна Лысенко.

Третий день форума состоял из 8 дискуссий и лекции. Участники обсудили важные аспекты работы медицинского персонала поликлиник, роль социальных служб столицы.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун во время дискуссии «Адаптивность в ответ на вызовы и угрозы» подчеркнул: «Поликлиническая сеть Москвы – одна из крупнейших, а если говорить о городском здравоохранении – самая крупная в мире. Адаптивность является серьезным драйвером развития системы здравоохранения в целом и поликлинической службы в том числе».

Значение коллаборации городских структур для повышения эффективности медпомощи обсуждалось в рамках сессии «Вместе эффективней: как социальные службы Москвы реализуют немедицинские сервисы в проектах первичного звена». Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Старшинин отметил, что на первый план выходит персонализированная медицина, которая невозможна без работы команды специалистов: «Сейчас в поликлиниках работает 1,5 тыс. сотрудников МФЦ. Их задача – взять на себя административные функции и тем самым освободить для медицинского персонала, врачей время на выполнение их непосредственных профессиональных обязанностей».

Эти изменения влияют не только на поликлиники, но и на всю экосистему города, отметил заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов.

Главный врач Городской поликлиники № 68 Наталья Кузенкова была модератором дискуссии «Переосмысление роли медсестры в новых реалиях».

«Не только врач учится всю жизнь, но и медсестра, и все медицинское сообщество в целом. Приобретая новые функции, медицинские сестры получают новые возможности, чтобы совершенствоваться, быть членами команды. Хочется, чтобы средний медицинский персонал совершенствовал свои профессиональные навыки и в то же время учился эффективной коммуникации с пациентами и другими сотрудниками», – сказала начальник Управления кадровой политики и образования Департамента здравоохранения города Москвы Ирина Сокорева.

Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Елена Аксенова подчеркнула, что, по данным исследований, врачи относятся к медсестрам как к своим помощникам: «Такое стереотипное мышление требует корректировки, мы должны работать именно с врачами. Ведь такие предубеждения, бытующие в среде медицинского сообщества, нередко мешают нам оперативно внедрять изменения, которых требует от нас система».

На дискуссии «Стрессуйте правильно и оставайтесь в профессии» директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Безымянный обратил внимание на следующие данные: «Опрос более чем 23 тыс. медицинских работников показал, что более 50 % испытывают периодически стресс на работе, 16 % – сильный стресс. Более 4,5 тыс. человек трудоустроились медицинскими работниками в Москве за последние 5 лет. И более 570 человек ушли из профессии, нужно что-то с этим делать».

Возможный ответ на этот вызов – проект «Школа профессионального роста», который обсуждался на дискуссии «Молодой врач. Ожидание и реальность».

«Проект “Школа профессионального роста” реализуется в столице уже в течение нескольких лет. В 2020 году он был удостоен премии Правительства Москвы в области медицины. Цель проекта – адаптация студентов и ординаторов к работе в амбулаторном звене. Практическая ориентированность проекта заключается в глубоком погружении в работу конкретной медицинской организации. У студента и ординатора появляется возможность в полной мере осознать, что происходит в медицинской организации на каждом этапе движения пациента», – сказал главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Консультативно-диагностической поликлиники № 121 Андрей Тяжельников.

Еще одна важная тема, которая обсуждалась на форуме, – «Новая функционально-целевая модель работы отделений медицинской профилактики». Главный врач Центра медицинской профилактики Департамента здравоохранения города Москвы Татьяна Елагина сказала: «Для большинства пациентов поликлиника – это то место, куда они приходят уже с имеющимися проблемами со здоровьем, а не с целью профилактики. Для того чтобы решить эту проблему, нужно сделать диспансеризацию более доступной и привлекательной для населения. Столица пошла по этому пути, запустив проект “Здоровая Москва”, в рамках которого москвичи могут быстро и комфортно пройти чекап и проверить свое здоровье».

Кроме того, в третий день работы форума поднимались такие темы, как «Междисциплинарные команды: партнерство для здоровья человека», «Как стать востребованным среди пациентов».