В середине декабря завершился четвёртый сезон уникального образовательного проекта «Научная лаборатория: Московская поликлиника». О том, почему так важно развивать исследовательские компетенции у специалистов первичного звена, а также об основных итогах проекта рассказала директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Елена Аксёнова.
– Елена Ивановна, расскажите, как родилась идея создания проекта?
– Идея запуска проекта по формированию исследовательских компетенций родилась в 2021 году, когда московские поликлиники участвовали в самом массовом клиническом исследовании мира по изучению эффективности и безопасности вакцины против новой коронавирусной инфекции – «Спутник V». Тогда московским поликлиникам потребовалось в очень сжатые сроки сформировать пул врачей-исследователей из числа штатных работников организаций. В последующем становление в Москве экосистемы сопровождения клинических исследований под эгидой Правительства Москвы потребовало формирования системы подготовки кадров для организации и проведения научных исследований. Так родилась идея создания образовательного проекта, в рамках которого специалисты первичного звена смогли бы получить максимально полный набор инструментов для реализации своих исследовательских амбиций.
Проект «Научная лаборатория: Московская поликлиника» запущен в 2021 году Департаментом здравоохранения города Москвы, Дирекцией по координации деятельности медицинских организаций и НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента. За прошедшие годы накопился такой массив знаний, умений и навыков, что создание единой метавселенной науки для врачей стало логичным витком его развития.
– Ежегодно проект получает новые уникальные опции. Какие новшества появились в 2024 году?
– Прежде всего был значительно расширен функционал проекта. Появился собственный виртуальный научный полигон: читальный зал, лекторий, лаборатории, библиотека, конференц-зал для проведения форумов.
Исследователю важно быть в сообществе единомышленников, наблюдать, как строится научная карьера его коллег, вдохновляться научными достижениями. Поэтому в 2024 году мы провели серию мотивирующих интервью «Путь в науке», в которых врачи поликлиник рассказали о своём успешном опыте совмещения практической работы с научно-исследовательской деятельностью, о том, где черпать вдохновение и мотивацию. Данная серия получила тёплый отклик у участников проекта.
Кроме того, в рамках четвёртого сезона был подготовлен образовательный курс «Наука каждому врачу». Это актуальный практический курс по принципу «бери и делай», разработанный на основе реального успешного опыта научно-исследовательской деятельности лучших врачей-исследователей. Серия вебинаров курса была направлена на то, чтобы участники проекта смогли выбрать тематические направления научно-исследовательской деятельности, научились планировать и организовывать такую деятельность на рабочем месте, оформлять и презентовать результаты своей работы. Также подготовлена серия дайджестов о трансформации первичного звена в России и мире «Первичное звено в фокусе науки».
В рамках проекта впервые за его историю был организован конкурс «Лидер исследований в первичном звене». Лучшие работы были представлены на научном форуме «Московская поликлиника: Наука каждому врачу», состоявшемся в столице 12 декабря. В работе форума приняли участие заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Старшинин, главный внештатный специа-лист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Тяжельников, директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Алексей Безы-мянный, директор Национального НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко Александр Зудин. В торжественной обстановке состоялось награждение победителей и призёров конкурса. Специа-листы получат уникальную возможность стать авторами научных публикаций в рецензируемых научных журналах, заслужить признание коллег.
– В чём заключаются основные достигнутые результаты реализации проекта?
– Проект «Научная лаборатория: Московская поликлиника» признан самым успешным в области развития компетенций медицинских специалистов. Уникальность конструкции проекта позволяет врачам развиваться и управлять своим профессиональным ростом, при этом бесплатно обучаясь в удобном онлайн-формате. По данным проекта, только в 2024 году подготовлено более 50 научных статей, 20 докладов, 30 рукописей с результатами научных исследований.
Итоги реализации проекта говорят об успешности методологии развития критического мышления в первичном звене. Кроме того, все работы имеют практическую значимость и становятся основой для новых инициатив в самой масштабной области здравоохранения – первичном амбулаторном звене.
Андрей Старшинин,
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы:
«В условиях масштабной трансформации первичного звена, реализации прорывных проектов в сфере профилактики и управления здоровьем критично важным становится создание исследовательской инфраструктуры для профессионального развития врачей. Уникальность проекта “Научная лаборатория: Московская поликлиника” заключается в формировании у специалистов высоких компетенций по планированию и проведению научных исследований и применению этих знаний на практике».