«Качественная медпомощь возможна, когда медперсоналу удобно работать с пациентом»

Команда председателя Комитета государственных услуг города Москвы Елены Шинкарук много лет работает над тем, чтобы столица была одновременно технологичной, уютной и удобной. Для достижения этих задач разрабатываются различные сервисы. Когда дело дошло до переформатирования больниц в цифровые госпитали, Елена Шинкарук не изменила правилу: «Внедрять все нововведения, учитывая мнения и потребности тех, кто будет использовать сервисы на практике».

– Елена Вячеславовна, актуальна ли сейчас модель цифрового госпиталя?

– Конечно, потому что в современных условиях оперативная информация и ее полнота – это залог успеха в любом процессе, будь то медицина, образование или социальная сфера. Но в тех случаях, когда речь идет о здоровье пациента и когда минуты или даже секунды могут решить, как дальше будет происходить его жизнь, цифровые технологии выступают в качестве абсолютного помощника и дают возможность быстро принять решение и начать лечение.

– Каковы основные преимущества от внедрения цифровых технологий в госпиталях?

– Аспектов несколько, и мы понимаем, что благоприобретателями должны быть как медицинские работники, так и пациенты, которые у нас находятся во главе всего. Качественная медицинская помощь возможна тогда, когда медицинскому персоналу удобно работать с пациентом. Именно такие задачи преследует цифровой госпиталь.

У медицинских работников появляется полноценный инструментарий, освобождающий их от бюрократической рутины. Это значит, что ЕМИАС, который в частности позволяет прийти к цифровому госпиталю, избавляет от лишней медицинской документации на бумажных носителях. С помощью сервиса медицинский персонал получает оперативный доступ к актуальной, достоверной и полной информации о состоянии пациента, находясь у его постели. Врач может в планшете в онлайн-режиме ознакомиться с результатами анализов и исследований и сразу сделать назначения. Кроме того, у врачей или медсестер, заведующих отделениями, главных врачей появляется возможность контролировать качество оказания медицинской помощи практически в онлайн-режиме. Это касается как конкретного пациента на всех этапах его нахождения в больнице, так и в целом процессов, которые осуществляются в медицинской организации.

Для пациента внедрение цифровых сервисов – это возможность получить внимание врача или медсестры в полном объеме, ведь медицинский персонал не отвлекается на всякую бюрократию. В цифровом госпитале теперь не нужно снимать копии документов, не требуются бумажные направления. Цифровые сервисы – это определенный вклад в скорость оказания медицинской помощи без потери качества принимаемых решений.

Кроме того, у пациента теперь фактически не болит голова о том, что он забыл свой полис ОМС. Если у него с собой паспорт, то в онлайн-режиме из общей базы подтягиваются нужные данные, и все бюрократические процедуры на этом заканчиваются.

Поэтому мне кажется, несмотря на то, что переход к цифровому госпиталю – это административная работа, связанная с тем, как меняются процессы фиксации медицинской информации, на самом деле он несет достаточно весомый вклад в качество оказания медицинской помощи.

Фото: mos.ru

– Какие основные шаги необходимы медицинским организациям для перехода к цифровому госпиталю?

– Многое зависит от того, на каком этапе больница присоединяется к проекту. Первые медицинские организации, конечно, в полной мере испытали на себе непонимание относительно того, как это делать, вместе с нами учились стандартизировать переход. Все новые больницы, которые присоединятся к проекту, уже обладают неким стандартом с последовательностью процедур и определенными чек-листами, помогающими подготовиться к переходу.

Первое, что нужно сделать, – это понять, какие профили и отделения есть в больнице. Если они уже были проанализированы ранее, то мы сразу приступаем к этапу обучения сотрудников новому функционалу, тестированию их навыков, если мы выявляем пробелы в обучении. Если вдруг больница имеет какую-то специфику, нюансы профиля, которые еще в ходе ревизии не подвергались нашему анализу, мы вместе с медиками анализируем, как же они работают: какие виды документов у них в обиходе, есть ли специфические исследования, как выписываются направления и т. д. Если мы видим, что существующего функционала ЕМИАС достаточно, несмотря на то, что процесс ранее нами не исследовался, формируется программа обучения, и медицинскому персоналу рассказывается, как можно обойтись без бумаги. Если вдруг мы понимаем, что потребность в использовании бумаги в частности вызвана тем, что в ЕМИАСе чего-то не хватает, или тем, что нужно сделать много кликов (это неудобно, поэтому персоналу проще сделать что-то на бумаге), тогда мы вместе с разработчиками формируем техническое задание, чтобы улучшить или автоматизировать процесс.

Конечно, это все требует юридического оформления. У Департамента здравоохранения города Москвы выпущен общий приказ о переходе на цифровой госпиталь. При этом каждый стационар принимает еще и свой внутренний приказ, который определяет по мере готовности ту дату, с которой история болезни пациента будет вестись в цифровом виде.

Фото: Людмила Заботина/НИИОЗММ

– Приоткроете завесу тайны, какие еще медицинские организации станут цифровыми?

– Это не тайна. Все понятно из приказа Департамента здравоохранения города Москвы. В активной стадии перехода находится больница имени С. П. Боткина. Следующими станут больницы имени В. М. Буянова, № 1 имени Н. И. Пирогова и Инфекционная клиническая больница № 1. Я знаю, что коллеги (медицинский персонал) уже начинают обмениваться опытом, приезжают друг к другу на экскурсии. Это очень помогает обойти многие острые моменты, которые были в самом начале проекта. Потому что каждый раз, когда мы приходим в новую больницу с добрыми намерениями и начинаем задавать какие-то вопросы, врачам, может быть, хочется иногда что-то недоговорить, что-то немножко приукрасить. Очень важно, чтобы в данном случае был честный диалог, который выводит на правильное решение. Приятно, что коллективы больниц очень быстро раскрываются и понимают, что мы очень хотим помочь им улучшить их условия работы. И мне кажется, что это у нас получается.

Евгения Воробьева