«Телемедицинское консультирование внедрено во всех амбулаторно-поликлинических центрах города»

Телемедицинские технологии стремительно развиваются в московском здравоохранении. Как они помогают врачам и пациентам, рассказала начальник Московского телемедицинского центра Департамента здравоохранения города Москвы Мариам Пахуридзе.

– Мариам Давидовна, как телемедицинские технологии появились в столичном здравоохранении?

– Пандемия COVID-19 дала толчок развитию телемедицинских технологий. В марте 2020 года в структуре Центра медицинской профилактики Департамента здравоохранения города Москвы в кратчайшие сроки было организовано новое подразделение – Телемедицинский центр, который и по сей день работает в круглосуточном режиме. Основной задачей центра являлось предоставление дистанционной консультативной медицинской помощи жителям города Москвы, заболевшим COVID-19, состояние которых не требовало госпитализации. Во время пандемии Москва заняла третье место в глобальном рейтинге городов по инновациям в области устойчивости к COVID-19.

Фото: mos.ru

– Какие телемедицинские сервисы уже используются в московском здравоохранении?

– Москва более 10 лет занимается цифровизацией системы здравоохранения. В основе этого процесса – единая цифровая платформа, которая обеспечивает персонифицированное ведение каждого пациента на всех этапах. С целью выполнения задач Телемедицинского центра разработана и внедрена специальная онлайн-платформа для оказания телемедицинских услуг и осуществления консультаций «врач – пациент» – «Телемедицинская информационная система».

– Телемедицинские технологии облегчают работу врачам?

– Период пандемии, когда колоссально возросла нагрузка на врачей и весь медицинский персонал, ярко продемонстрировал эффективность использования дистанционного приема в работе столичных поликлиник. Более того, со стороны пациентов спрос на дистанционные услуги постоянно увеличивается. Это повышает доступность медицинской помощи населению, экономит время врача, способствует формированию индивидуального подхода к пациентам.

Фото: mos.ru

– Высок ли интерес к телемедицине среди врачей и проходят ли они специальную подготовку перед тем, как начать работать с этой технологией?

– На данный момент телемедицинское консультирование внедрено во всех амбулаторно-поликлинических центрах города. Средний возраст врачей, работающих в Телемедицинском центре, – 28–35 лет. Молодые специалисты мотивированы на профессиональный и социальный рост.

Несмотря на то, что телемедицина становится привычной для врачей, все же требуется определенная адаптация к проведению виртуального приема. Мы проводили обучение врачей поликлиник, которое уже прошли более 1 000 специалистов 60 московских медицинских организаций, всех их приглашали в Телемедицинский центр.

– Растет ли число пациентов, воспользовавшихся телемедициной?

– Специалистами Телемедицинского центра с марта 2020 года проведено более 2,5 млн успешных дистанционных консультаций. Московские пациенты все больше привыкают к такому формату. Телемедицина – это современно, доступно, комфортно, при этом качество оказываемой медицинской помощи сохраняется в полном объеме.

Фото: mos.ru

– Перечислите нозологии, по которым проводятся или будут проводиться телемедицинские консультации. В чем особенности телемедицинского консультирования в зависимости от нозологии?

– Телемедицинские консультации доступны для болеющих ОРВИ и COVID-19, которые могут лечиться на дому. Недавно в работу всех центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОпов) внедрили телемедицинский сервис, с помощью которого лечащие врачи-онкологи, гематологи могут дистанционно продлить выписанные пациенту ранее электронные рецепты на ряд лекарственных препаратов, также с помощью телемедицинских технологий пациентов информируют о решениях онкоконсилиумов. Специально для наблюдения за одной из самых уязвимых категорий – беременными москвичками с подтвержденным коронавирусом – запущен акушерский дистанционный консультативный центр.

– Какие ограничения имеют телемедицинские консультации? Может ли врач, допустим, удаленно поставить диагноз?

– Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом только после очного приема (осмотра, консультации). При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться лишь коррекция ранее назначенного лечения при условии установления диагноза и назначения лечения на приеме в медицинской организации.

– Как будет видоизменяться амбулаторная служба с внедрением телемедицинских технологий?

– Московское здравоохранение находится на пути трансформации системы оказания медицинской помощи. Одной из главных задач на этом этапе представляется создание условий, при которых врачи поликлиники смогут проводить телемедицинские консультации наравне с очным приемом, сочетать онлайн- и офлайн-форматы в работе с пациентами. Телемедицинское консультирование значительно расширяет возможности оказания медицинской помощи населению по диагностическому, лечебному и профилактическому направлениям.

Наталья Верзилина

Полную версию интервью читайте в журнале
«Московская медицина».