Мы должны приблизить диспансеризацию к пациенту

Приоритет на профилактику – смена парадигмы столичного здравоохранения. О том, что включает модель профилактической службы в Москве и как мотивировать москвичей к активной заботе о своём здоровье, рассказала главный врач Центра медицинской профилактики Департамента здравоохранения города Москвы Татьяна Елагина.

– Татьяна Николаевна, какое место профилактика занимает в сохранении и укреплении здоровья населения?

– Известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить, – это аксиома. Профилактика направлена на раннее выявление заболеваний и работу по борьбе с имеющимися у пациента факторами риска их развития, для чего проводится диспансеризация или ежегодные профилактические медицинские осмотры.

Для удобства пациентов при прохождении профилактических обследований в Москве организован единый стандарт для отделений медицинской профилактики, включающий оптимальное расположение (в едином блоке) кабинетов специалистов, функциональной диагностики, забора крови и др. Как итог, пациент может пройти полный комплекс обследований, положенных ему в соответствии с возрастом и полом, не более чем за 90 минут.

Фото: Екатерина Козлова/НИИОЗММ

За время работы отделений отмечается как повышение доступности и комфорта для пациентов при прохождении диспансеризации, так и увеличение количества людей, проходящих профилактические обследования.

В настоящее время часть зданий закрыта на капитальный ремонт, но в соответствии с московским стандартом поликлиник после выхода из капремонта в каждом отремонтированном здании будет ещё более комфортное профилактическое структурное подразделение, оснащённое необходимым оборудованием для проведения профилактических обследований.

– Какие имеются возможности модернизации отделений медицинской профилактики?

– Улучшение здоровья населения – процесс непрерывный. В столице он базируется на крепкой сети организаций медицинской профилактики, которую составляет Центр медицинской профилактики Департамента здравоохранения города Москвы и отделения (кабинеты) медицинской профилактики в городских поликлиниках.

Целевая группа, на которую направлена основная работа профилактической службы, – это пациенты со 2-й группой здоровья, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска их развития, в связи с этим необходимо усиление выявления и регистрации факторов риска хронических неинфекционных заболеваний при проведении диспансеризации. Для этого автоматизировано выявление и учёт факторов риска на основании анкетирования и исследований кабинета доврачебного осмотра (по расчёту индекса массы тела, повышенного уровня холестерина и глюкозы и т. д.) в рамках проведения диспансеризации (профилактического медицинского осмотра). Выявленные факторы риска аккумулируются и хранятся в информационном сервисе «Диспансеризация» в ЕМИАС.

Фото: Руслан Игамбердиев/НИИОЗММ

– Что включает профилактическое обследование?

– Напоминаю, что диспансеризацию проводят бесплатно по полису ОМС в медицинской организации по месту прикрепления. С 18 до 39 лет диспансеризацию проводят раз в три года, а ежегодно – более сжатый профилактический осмотр. После 40 лет диспансеризацию можно проходить ежегодно.

Первый этап диспансеризации – это скрининг, направленный на раннее выявление высокоактуальных для общества хронических заболеваний. В рамках первого этапа проводится несколько скринингов: сердечно-сосудистый, онкологический, на выявление подозрения хронической обструктивной болезни лёгких, сахарного диабета и т. д.

При обнаружении отклонений или подозрении на заболевание пациент направляется на второй этап диспансеризации для проведения углублённого обследования для уточнения диагноза заболевания. Например, при выявлении подозрительной родинки пациента направляют на приём врача-дерматолога с проведением дерматоскопии для исключения самого опасного онкологического заболевания кожи – меланомы. По результатам диспансеризации пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, берут на наблюдение, конечной целью которого является предупреждение осложнений, обострений заболеваний, их профилактика и осуществление медицинской реабилитации.

Фото: Руслан Игамбердиев/НИИОЗММ

– Главный вопрос: как вдохновить москвичей на сотрудничество и активное участие в собственном здоровье?

– Мы должны сделать так, чтобы диспансеризация в Москве была удобной. Постоянное обучение сотрудников эффективной коммуникации «врач – пациент», интегрирование профилактического приёма в ЕМИАС, что помогает высвобождать время врача для индивидуального консультирования на приёме, возможности дистанционного анкетирования и приглашения на прохождение диспансеризации – это только первые шаги для создания и поддержки контакта с пациентом на пути его заботы о своём здоровье.

Фото: Руслан Игамбердиев/НИИОЗММАндрей Старшинин, заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы:

«Мы хотим повысить вовлечённость пациента в сохранение здоровья. Это задача нашей большой
команды – сотрудников отделений медицинской профилактики и всего первичного звена столичного здравоохранения. Модернизация отделений медицинской профилактики включает проактивный подход к пациентам с выявленными факторами риска, приближение профилактических обследований к населению, совершенствование сервиса “Диспансеризация” в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) и цифровой интеграции в электронную медицинскую карту в ЕМИАС».