В столице в области медицины продолжается стремительное развитие IT. О новых сервисах для врачей, интересных и полезных наработках в этой отрасли рассказал главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор Центра диагностики и телемедицины, кандидат медицинских наук Юрий Васильев.

– Юрий Александрович, какое направление IT-индустрии в столичном здравоохранении развивается наиболее быстрыми темпами?

– Сейчас все особенно активно говорят про искусственный интеллект (ИИ), в том числе в здравоохранении, потому что это самый зрелый кейс, понятный и видимый в практической деятельности.

В лучевой диагностике столицы мы интенсивно используем цифровых помощников – технологию голосового ввода Voice2Med и сервисы искусственного интеллекта. Алгоритмы более трех лет работают в рамках эксперимента по внедрению технологий компьютерного зрения в здравоохранение (проект Комплекса социального развития мэрии Москвы на базе Центра диагностики и телемедицины при поддержке Департамента информационных технологий). Нейросети используются для обработки снимков лучевых исследований, полученных при проведении флюорографии, маммографии, рентгенографии, компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии.

Сегодня в проекте больше 50 сервисов по 21 направлению помогают рентгенологам в распознавании различных заболеваний. Использовать инновационные технологии могут порядка 150 медорганизаций столицы, в том числе детские. Жизненный цикл работы этих сервисов заключается в постоянном перманентном мониторинге работы искусственного интеллекта.

– Как происходит разработка и внедрение новых сервисов искусственного интеллекта в клиническую практику?

– Сервисы создают компании-разработчики. Затем эти сервисы проходят этапы тестирования в рамках эксперимента по внедрению компьютерного зрения в медицину и только после их успешного прохождения выводятся в реальные условия эксплуатации. Задача Центра диагностики и телемедицины состоит в том, чтобы проводить входные тестирования, а затем постоянно осуществлять клинический и технический мониторинг для корректной работы сервисов.

Сегодня в эксперименте есть комплексные решения, которые могут одновременно выявить до 10 патологий на компьютерной томограмме.

– Мониторинг во время эксплуатации сервиса необходим, но есть ли единые стандарты, по которым сервисы подготавливаются с самого начала?

– Нами разработаны ГОСТы по искусственному интеллекту в здравоохранении, которые составлены на основании накопленного нами опыта. Мы анализируем, насколько сервисы ИИ готовы для внедрения в здравоохранение. Нашими учеными разработана специальная матрица, благодаря которой понятно, сколько на данный момент развивается сервисов ИИ по каждому направлению на отечественном рынке и какие из них наиболее зрелые.

Очень важна осознанность внедрения. Не должно быть сервиса ради сервиса. Нужна понятная причина, почему мы его внедряем: качественное оказание и улучшение медицинской помощи, сокращение времени интерпретации исследования, четкие и измеримые метрики результативности внедрения. При этом важно, что у сервиса нет настроения и он не устает. Нейросети проанализируют большое количество медицинских изображений намного быстрее, чем человек, обратят внимание врача на те исследования, которые требуют немедленного реагирования.

Фото: пресс-служба НПКЦ ДиТ

– Внедрение сервисов искусственного интеллекта было бы невозможно без цифровизации здравоохранения.

– А цифровизация не была бы возможна без того оснащения, которое есть у московских больниц и поликлиник. Такое количество цифровой техники встречается не во всех странах: МРТ, КТ, денситометры, рентгеновские аппараты, флюорографы и т. д. Единая цифровая платформа здравоохранения Москвы содержит огромное количество данных. Она включает Единый радиологический информационный сервис, Единую медицинскую информационно-аналитическую систему и другие сервисы. Без таких платформ интеграция решений системы искусственного интеллекта была бы невозможна и неэффективна, было бы сложно использовать современные технологии, если бы не было всех данных о пациенте в цифровом виде.

– Такое большое количество техники не простаивает без работы?

– Мы можем посмотреть абсолютно на любой аппарат в Москве, понять степень его загрузки и эффективность работы, в том числе принимать те или иные меры, если какой-то прибор выходит из строя. Мы можем оперативно маршрутизировать пациента на другой (менее загруженный) прибор и тем самым помочь избежать очередей и ожидания, когда починят аппарат.

Это возможно благодаря управлению на основе данных. Сейчас в нашем центре формируют более 10 дашбордов, в том числе по загрузке лучевого оборудования.

Стадии развития систем управления на основе данных: первая – система статистических отчетов, вторая – информационно-аналитические системы, третья – предиктивные системы, четвертая – системы поддержки принятия решений. Мы сейчас находимся на второй стадии и мечтаем перейти на третью. Предиктивные системы – комплекс, состоящий из методов анализа данных и способов их интерпретации, позволяющий принимать успешные решения в будущем на основе результатов прошлых событий. Для нас это может стать следующим шагом в развитии – возможностью построения прогнозов на основе больших данных.

Сегодня уже доступна по ОМС первая услуга с применением искусственного интеллекта в системе здравоохранения – это маммография. ИИ проводит первое чтение исследования, врач – второе. Важно при этом, что ведущая роль в работе с ИИ остается за врачом. ИИ помогает сохранить человеческий ресурс, а не заменяет врача. Мы можем отслеживать те случаи, которые подлежат особенному контролю. В том числе контролировать компетенции врачей, которые принимают пациентов, и при необходимости отправлять их на дообучение.

 

Фото: Екатерина Козлова/НИИОЗММ
Андрей Старшинин,заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

 

«Увеличение числа исследований мы ожидаем в 2023–2024 годах в связи с введением в эксплуатацию еще большего парка оборудования, модернизацией поликлиник и больниц. Несмотря на то что в 2022 году множество медицинских организаций ушло на капитальный ремонт, количество исследований продолжает и будет продолжать расти.

Я думаю, что референсные центры – это будущее всей специальности “лучевая диагностика”. Потому что мы видим невероятно эффективное использование сил и средств. В референсном центре описывается более 100 тыс. исследований в неделю. Эту работу выполняют всего лишь 340 врачей».