Московский стандарт онкологической помощи вывел работу городской профильной службы на качественно новый уровень. Для управления качеством оказываемой помощи требуется постоянный мониторинг и полная прозрачность процессов. Для этой цели в столице функционирует Центр онкологического мониторинга.


Статистика и прогнозирование

Центр онкологического мониторинга (ЦОМ) был создан в Москве в 2021 году. Основной его задачей является координация деятельности медицинских организаций города Москвы по профилям «онкология», «онкогематология» и «паллиативная помощь». Центр осуществляет сбор и обработку всей информации об оказанной медицинской помощи, контингенте онкологических пациентов и анализирует полученные данные для планирования развития службы и принятия управленческих решений.

Сотрудники центра оценивают динамику онкологической заболеваемости. Важно не только анализировать уже полученные данные, статистику прошлого, но и понимать текущее состояние службы, а также прогнозировать ее работу в будущем.

С помощью информации, которая аккумулируется в центре, формируются и анализируются модели лекарственного и других видов лечения. Подобные модели помогают понять, какие нозологии выходят на первое место, какие этапы оказания медицинской помощи в онкологии потребуют вскоре особого внимания, планируются объемы и рассчитываются затраты. Прогнозирование нацелено на улучшение оказания помощи в будущем.


Управление ресурсами

Система постоянного мониторинга позволяет отслеживать в автоматическом режиме, где, в какой медицинской организации, например, пациентам приходится ждать диагностики или начала лечения. Как только обнаруживается такая задержка, сотрудники центра формируют рекомендации для улучшения ситуации, информируют руководителей медицинских организаций о проблемных зонах, требующих повышенного внимания, привлечения дополнительного кадрового ресурса или увеличения диагностической мощности.

Сроки оказания медицинской помощи онкологическим больным в Москве стандартизированы. И задача центра — не только контролировать соблюдение этих сроков: своевременность приема врача, исследований, проведения онкологического консилиума, начала лечения, но оперативно корректировать маршрутизацию, например, при технической неисправности оборудования. Таким образом, ведется мониторинг доступности медицинской помощи пациентам со злокачественными образованиями.

Онкологический мониторинг-1.jpg

Телемедицинские сервисы в онкологической службе

Центром онкологического мониторинга совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы в практику каждого онколога амбулаторного звена внедрена система телемедицинских консультаций. Пациенту не нужно приходить в центр амбулаторной онкологической помощи, чтобы выписать повторный рецепт на лекарственный препарат, который он получает ежемесячно. Первично препарат назначается по решению онкологического консилиума, а для дальнейшего получения препарата при сохранении схемы лечения личное обращение в ЦАОП к лечащему врачу уже не требуется.

С помощью телемедицинских технологий пациента информируют о результатах онкологического консилиума — протокол заседания появляется в электронной медицинской карте пациента, а лечащий врач ЦАОПа сразу по итогу консилиума проводит телемедицинскую консультацию, где подробно рассказывает пациенту о дальнейшей тактике лечения и отвечает на все вопросы. ЦОМ полностью координирует все аспекты телемедицинского взаимодействия с онкологическими пациентами: организацию работы, порядок проведения телемедицинских консультаций, обучение сотрудников, контроль, в том числе аудиоконтроль (как ведется разговор, насколько полно предоставляется информация).


Независимая оценка

ЦОМ представляет собой координирующую по всем вопросам онкологии организацию, которая нужна не только и не столько для контроля, сколько для обеспечения равномерной и эффективной работы онкологической службы города. Мониторинг помогает обнаружить те или иные точки роста, увидеть ситуацию со стороны и оценить ее. Важно, что формируется цельная картина работы службы по городу в целом.

В течение года формируется рейтинг медицинских организаций, которые оказывают помощь по профилю «онкология». Независимый рейтинг показывает, что где-то работа по тому или иному направлению построена лучше, где-то есть отставание. Это помогает медицинским организациям в условиях здоровой конкуренции выходить на более высокий уровень оказания медицинской помощи, а также формировать в рамках Департамента здравоохранения города Москвы абсолютно прозрачную и объективную картину развития профиля.


В помощь клиницистам и организаторам здравоохранения

ЦОМ как средоточие информации об онкологических пациентах московских медицинских организаций плотно взаимодействует с главным внештатным специалистом онкологом Департамента здравоохранения города Москвы. Такое тесное взаимодействие необходимо для принятия клинических решений по новым методикам, способам лечения. Работа центра в данный момент не имеет научного направления, но по большому счету уже накоплены огромные массивы данных, которые активно используются внутри онкологической службы и для работы в смежных областях. Например, мы активно взаимодействуем со службой первичной медико-санитарной помощи по темам онконастороженности и раннего выявления онкологических заболеваний — организуем семинары, разбираем причины выявления злокачественных новообразований на поздних стадиях.

Большинство процессов в онкологической службе стандартизировано и автоматизировано. Все данные защищены и хранятся в медицинской информационной системе. ЦОМ активно вовлечен в ее развитие и постоянную актуализацию, ведь любое развитие требует новых настроек и корректировок в системе. Мы всегда на связи с практикующими врачами, нам важна обратная связь от врачей. Только командная слаженная работа позволяет развивать службу, двигаться вперед во благо сохранения здоровья москвичей.