Московский стандарт онкологической помощи вывел работу городской профильной службы на качественно новый уровень. Для управления качеством оказываемой помощи требуется постоянный мониторинг и полная прозрачность процессов. Для этой цели в столице функционирует Центр онкологического мониторинга.
Статистика и прогнозирование
Центр онкологического мониторинга (ЦОМ) был создан в Москве в 2021 году. Основной его задачей является координация деятельности медицинских организаций города Москвы по профилям «онкология», «онкогематология» и «паллиативная помощь». Центр осуществляет сбор и обработку всей информации об оказанной медицинской помощи, контингенте онкологических пациентов и анализирует полученные данные для планирования развития службы и принятия управленческих решений.
Сотрудники центра оценивают динамику онкологической заболеваемости. Важно не только анализировать уже полученные данные, статистику прошлого, но и понимать текущее состояние службы, а также прогнозировать ее работу в будущем.
С помощью информации, которая аккумулируется в центре, формируются и анализируются модели лекарственного и других видов лечения. Подобные модели помогают понять, какие нозологии выходят на первое место, какие этапы оказания медицинской помощи в онкологии потребуют вскоре особого внимания, планируются объемы и рассчитываются затраты. Прогнозирование нацелено на улучшение оказания помощи в будущем.
Управление ресурсами
Система постоянного мониторинга позволяет отслеживать в автоматическом режиме, где, в какой медицинской организации, например, пациентам приходится ждать диагностики или начала лечения. Как только обнаруживается такая задержка, сотрудники центра формируют рекомендации для улучшения ситуации, информируют руководителей медицинских организаций о проблемных зонах, требующих повышенного внимания, привлечения дополнительного кадрового ресурса или увеличения диагностической мощности.
Сроки оказания медицинской помощи онкологическим больным в Москве стандартизированы. И задача центра — не только контролировать соблюдение этих сроков: своевременность приема врача, исследований, проведения онкологического консилиума, начала лечения, но оперативно корректировать маршрутизацию, например, при технической неисправности оборудования. Таким образом, ведется мониторинг доступности медицинской помощи пациентам со злокачественными образованиями.
![Онкологический мониторинг-1.jpg Онкологический мониторинг-1.jpg](/upload/medialibrary/faf/faf8fb34e86598fe04e7bad3a8b9389e.jpg)
Телемедицинские сервисы в онкологической службе
Центром онкологического мониторинга совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы в практику каждого онколога амбулаторного звена внедрена система телемедицинских консультаций. Пациенту не нужно приходить в центр амбулаторной онкологической помощи, чтобы выписать повторный рецепт на лекарственный препарат, который он получает ежемесячно. Первично препарат назначается по решению онкологического консилиума, а для дальнейшего получения препарата при сохранении схемы лечения личное обращение в ЦАОП к лечащему врачу уже не требуется.
С помощью телемедицинских технологий пациента информируют о результатах онкологического консилиума — протокол заседания появляется в электронной медицинской карте пациента, а лечащий врач ЦАОПа сразу по итогу консилиума проводит телемедицинскую консультацию, где подробно рассказывает пациенту о дальнейшей тактике лечения и отвечает на все вопросы. ЦОМ полностью координирует все аспекты телемедицинского взаимодействия с онкологическими пациентами: организацию работы, порядок проведения телемедицинских консультаций, обучение сотрудников, контроль, в том числе аудиоконтроль (как ведется разговор, насколько полно предоставляется информация).
Независимая оценка
ЦОМ представляет собой координирующую по всем вопросам онкологии организацию, которая нужна не только и не столько для контроля, сколько для обеспечения равномерной и эффективной работы онкологической службы города. Мониторинг помогает обнаружить те или иные точки роста, увидеть ситуацию со стороны и оценить ее. Важно, что формируется цельная картина работы службы по городу в целом.
В течение года формируется рейтинг медицинских организаций, которые оказывают помощь по профилю «онкология». Независимый рейтинг показывает, что где-то работа по тому или иному направлению построена лучше, где-то есть отставание. Это помогает медицинским организациям в условиях здоровой конкуренции выходить на более высокий уровень оказания медицинской помощи, а также формировать в рамках Департамента здравоохранения города Москвы абсолютно прозрачную и объективную картину развития профиля.
В помощь клиницистам и организаторам здравоохранения
ЦОМ как средоточие информации об онкологических пациентах московских медицинских организаций плотно взаимодействует с главным внештатным специалистом онкологом Департамента здравоохранения города Москвы. Такое тесное взаимодействие необходимо для принятия клинических решений по новым методикам, способам лечения. Работа центра в данный момент не имеет научного направления, но по большому счету уже накоплены огромные массивы данных, которые активно используются внутри онкологической службы и для работы в смежных областях. Например, мы активно взаимодействуем со службой первичной медико-санитарной помощи по темам онконастороженности и раннего выявления онкологических заболеваний — организуем семинары, разбираем причины выявления злокачественных новообразований на поздних стадиях.
Большинство процессов в онкологической службе стандартизировано и автоматизировано. Все данные защищены и хранятся в медицинской информационной системе. ЦОМ активно вовлечен в ее развитие и постоянную актуализацию, ведь любое развитие требует новых настроек и корректировок в системе. Мы всегда на связи с практикующими врачами, нам важна обратная связь от врачей. Только командная слаженная работа позволяет развивать службу, двигаться вперед во благо сохранения здоровья москвичей.