Постоянное совершенствование профессиональных навыков и знаний врачей — важнейшее условие для повышения качества медицинской помощи. В Москве этот вопрос решается комплексно. В процессе повышения квалификации учитываются лучший практический опыт и актуальные запросы системы здравоохранения.
— Анастасия Васильевна, в чем специфика повышения квалификации специалистов амбулаторного звена?
— Одна из важнейших задач врачей поликлиник — своевременная и эффективная диагностика наиболее распространенных заболеваний. При этом речь идет не только о ситуациях, когда пациент обращается с определенным набором жалоб, позволяющим заподозрить ту или иную патологию. Врач должен уметь правильно оценивать симптомы и факторы риска развития заболеваний даже в том случае, если самого пациента еще ничего не беспокоит.
Соответственно, профессиональная подготовка специалистов, оказывающих первичную помощь, должна постоянно поддерживаться на самом высоком уровне. Ведь именно от их внимательности во многом зависит выявление признаков того или иного заболевания на ранней стадии, когда лечение будет наиболее эффективным.
Понимание этой задачи лежит в основе программ дополнительного профессионального образования и тренингов, которые используются для обучения врачей амбулаторно-поликлинического звена в Кадровом центре. Это означает прежде всего комплексный подход к обучению: образовательные программы охватывают практически все врачебные специальности, представленные в поликлиниках, при этом они включают как вопросы теории, так и отработку практических навыков.
Много внимания уделяется эффективному взаимодействию между врачами различных специальностей.
В частности, в московских поликлиниках внедрен максимально четкий алгоритм действий врача при обращении пациента с различной тяжестью течения заболевания, а также при наличии сопутствующих патологий. Врачу на первичном приеме понятно, в каких случаях он должен оказывать помощь самостоятельно, а когда необходимо привлекать коллег других специальностей либо сразу перенаправлять к профильному специалисту. При этом сокращается время от обращения до начала оказания специализированной помощи, а также уменьшается количество «дублирующих» анализов и исследований. Врачи должны знать, как им следует действовать — и такая информация в том числе включается в наши программы повышения квалификации.
Есть и еще ряд особенностей, которые влияют на содержание образовательных программ и тренингов.
Например, врачи московских поликлиник активно используют различные цифровые технологии, возможности которых постоянно расширяются. Это и ведение электронных медицинских карт пациентов, и работа с определенными модулями системы ЕМИАС, позволяющими собирать медико-статистическую информацию, необходимую для более эффективной организации медицинской помощи. Есть программы, помогающие врачу в правильном оформлении клинического диагноза — это очень важный аспект работы, поскольку от него зависит дальнейшая тактика лечения. Соответствующее обучение также проводится в Кадровом центре.
НОВЫЙ МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ ПОЛИКЛИНИК ПРЕДПОЛАГАЕТ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО КАСАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ
— Какое обучение проводится для сотрудников поликлиник, переходящих на работу по новому московскому стандарту?
— Новый московский стандарт поликлиник предполагает не только дополнительное оснащение медицинским оборудованием и более эффективную и удобную маршрутизацию пациентов, но и дополнительное обучение персонала. Прежде всего это касается формирования навыков коммуникации и бесконфликтного общения, а также определенных ценностей, заложенных в новый стандарт. Соответствующие тренинги реализуются в Кадровом центре практически с момента старта программы капитального ремонта поликлиник.
Тренинги для сотрудников обновленных медицинских организаций направлены на формирование у врачей умения создавать максимально комфортную для посетителей психологическую обстановку, а также на знакомство персонала с требованиями нового стандарта.
Направления обучения зависят от категории сотрудников. Для врачей разработаны тренинги «Ценностно-ориентированная среда», «Коммуникативная компетентность врача» и «Базовые аспекты управления конфликтом». Средний медицинский персонал и администраторы участвуют в таких тренингах, как «Ценностно-ориентированная среда», «Базовые основы управления конфликтами», а также «Эффективные медицинские коммуникации».
Тренинг «Ценностно-ориентированная среда» имеет особое значение и посвящен основным ценностям, которые были сформулированы в 2022 году силами врачебного сообщества. Эти ценности направлены на то, чтобы сделать обстановку в поликлинике максимально комфортной и благоприятной как для пациентов, так и для сотрудников. Задача обучения — не просто познакомить слушателей с перечнем ценностей, но и добиться, чтобы они были поняты и приняты, легли в основу естественной модели поведения. Соответствующий тренинг каждый месяц проходят сотни специалистов, работающих, в большинстве своем, в обновленных городских поликлиниках.
Обучение проводят профессиональные психологи и квалифицированные тренеры Кадрового центра непосредственно в поликлиниках. При этом образовательный процесс организован таким образом, чтобы не влиять на доступность медицинской помощи населению.
ТРЕНИНГИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОБНОВЛЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАПРАВЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ВРАЧЕЙ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНУЮ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ
— Кто разрабатывает программы дополнительного профессионального образования для специалистов поликлиник?
— В абсолютном большинстве случаев программы и тренинги Кадрового центра ориентированы на актуальные потребности именно московского здравоохранения, а также учитывают специфику работы столичных медицинских организаций. Поэтому в качестве разработчиков привлекаются специалисты и эксперты из медицинских организаций города. Они же выступают в роли спикеров на видеолекциях в тех случаях, когда обучение проводится дистанционно. Кроме того, программы согласовываются с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения Москвы по соответствующим специальностям. Для отработки практических навыков при необходимости используется уникальное симуляционное оборудование Кадрового центра, а также профессионально подготовленные симулированные пациенты.
Такой подход повышает эффективность обучения и позволяет врачам сразу применять полученные знания в их повседневной работе.
— Какие новые образовательные проекты реализуются в Кадровом центре?
— В октябре прошлого года стартовал масштабный проект по оценке квалификации врачей городских поликлиник и врачей-онкологов центров амбулаторной онкологической помощи. Его участниками стали более 10 тысяч врачей 15 специальностей.
Оценка включала проверку теоретических знаний в формате компьютерного тестирования, демонстрацию практических навыков, а также решение ситуационных задач на клиническое мышление.
При этом оценочные средства разрабатывались силами экспертов профессионального сообщества по каждой врачебной специальности. В их число вошли не только врачи, но и заведующие отделениями. Задачи и тестовые материалы были основаны на действующих требованиях к профессиональным компетенциям врачей, а также на практическом опыте работы городских поликлиник.
По результатам оценки были определены наиболее актуальные направления дальнейшего повышения квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена. Для всех специалистов будет разработано по две программы дополнительного профессионального образования, охватывающие теоретические и практические аспекты деятельности врача.
Часть из этих образовательных программ уже реализуется на базе Кадрового центра. Так, свои практические навыки повышают урологи, оториноларингологи, врачи общей практики, терапевты, пульмонологи, эндокринологи, гастроэнтерологи и другие специалисты.
В ходе обучения врачи совершенствуют знания в области современных методов диагностики и лечения соответствующих заболеваний, предотвращения осложнений, повышают навыки правильной интерпретации данных лабораторных и инструментальных обследований. Рассматриваются вопросы дифференцированной диагностики с другими заболеваниями и формирования тактики дальнейшего ведения пациентов. На фантомах и симуляторах отрабатываются навыки проведения манипуляций, осмотра пациента. С симулированными пациентами отрабатываются навыки сбора жалоб и анамнеза, коммуникативные навыки.
При этом каждая программа повышения квалификации включает отработку практических навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации.
Также стоит отметить проект, связанный с обучением врачей городских поликлиник современным подходам к постановке клинических диагнозов девяти видов широко распространенных заболеваний. Важность такого обучения состоит в том, что у врачей формируется единый подход к обоснованию и описанию диагноза, что, в конечном итоге, позволяет повысить эффективность работы. Квалификацию по этому направлению повышают врачи общей практики, терапевты, кардиологи и неврологи.