Восстановление детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата — дело архисложное. Именно этим занимаются специалисты НПЦ детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы. Какие подходы к реабилитации пациентов применяют они в своей работе?
— Татьяна Тимофеевна, расскажите, пожалуйста, в чем специфика подходов к реабилитации ваших пациентов?
— Современная реабилитация пациентов базируется на биопсихосоциальном подходе к структуре человека. Болезнь всегда отражается на биологической, социальной, психической и духовной составляющей здоровья пациента. Поэтому в составлении индивидуальной программы комплексной реабилитации наших пациентов принимают участие специалисты мультидисциплинарной реабилитационной команды, в состав которой входят врачи-клиницисты, врачи физической и реабилитационной медицины, медицинские психологи, медицинские логопеды, специалисты по физической реабилитации и эргореабилитации и, конечно, родители наших пациентов. Это позволяет учесть все возможные проявления болезни и составить оптимальную реабилитационную программу. Причем очень часто именно работа с родителями позволяет добиться результатов.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО БОЛЕЗНЬ ВСЕГДА ОТРАЖАЕТСЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, ПСИХИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
— Чем различаются абилитация и реабилитация с точки зрения применяемых методик?
— Понятие «абилитация» по определению предполагает развитие и приобретение определенных навыков, которые не сформировались у ребенка. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов. Данное определение впервые было использовано академиком Левоном Оганесовичем Бадаляном применительно к реабилитации детей раннего возраста.
Термин «реабилитация» отражает процесс восстановления утраченных или нарушенных вследствие болезни функций и применим к описанию процесса восстановления подростков и взрослых пациентов. Многие применяемые нами методики используются и в абилитации, и в реабилитации пациентов, основное отличие технологий абилитации — это их направленность на развитие и формирование всех систем организма.
— Какие виды помощи входят в понятие «реабилитация» применительно к вашим пациентам?
— Конечно, в первую очередь это медицинская реабилитация как целый комплекс мероприятий медицинского характера, направленных на компенсацию нарушенных возможностей детского организма в настоящем моменте, а также на предупреждение инвалидности ребенка в будущем. Но когда мы говорим о детской психоневрологии, мы понимаем, что в медицинскую реабилитацию должно быть интегрировано мощное психолого-педагогическое звено, которое будет заниматься не только самим ребенком, его речью, интеллектом, поведением, но и психологическим состоянием семьи ребенка в целом. Ну и, конечно, многие элементы социальной реабилитации, такие как эрготерапия, арт-терапия и даже трудотерапия с последующей профессиональной ориентацией активно используются в нашем центре для улучшения качества жизни детей и формирования возможностей их полноценной социализации.
Мы уже добились законодательного утверждения медицинского психолога как члена реабилитационной команды, а в скором времени к нам официально присоединится эрготерапевт.
МЫ УЖЕ ДОБИЛИСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА КАК ЧЛЕНА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОМАНДЫ, А В СКОРОМ ВРЕМЕНИ К НАМ ОФИЦИАЛЬНО ПРИСОЕДИНИТСЯ ЭРГОТЕРАПЕВТ
— Расскажите, пожалуйста, какие методы, включая высокотехнологичные, применяются в вашем центре?
— В нашем центре используются самые современные методы и технологии физической реабилитации пациентов. Разработана и активно используется система этапной вертикализации. Данная система основана на онтогенетическом принципе моторного развития ребенка начиная с первого года жизни. Она включает в себя: рефлекторную локомоцию, сухую иммерсию, кинезиотерапию, фитбол-гимнастику для формирования антигравитационной системы, лечебно-коррекционные и нейроортопедические костюмы, позволяющие проводить динамическую проприоцептивную коррекцию, рефлекторно-сегментарные виды массажа, все виды аппаратной физиотерапии (электро-, свето-, тепло-, магнитотерапия), технологию нейромышечной активации, тренировки с использованием биологической обратной связи, гидрокинезотерапию, роботизированную механотерапию (экзоскелет), стимуляцию опорной реакции с системой виртуальной реальности, локомоторный терапевтический комплекс с возможностью оценки биомеханики движения и с коррекцией паттерна походки в онлайн-режиме, а также интегрированной технологией коррекции отдельных фаз ходьбы резиновыми амортизаторами, антигравитационную беговую дорожку, роботизированную локомоторную систему (локомат), тренировки по опорной реакции с применением стабилометрических платформ, адаптивные виды спорта.
— Какие реабилитационные цели ставят перед собой ваши специалисты?
— Основное правило постановки реабилитационной цели — она должна быть специфичной, реалистичной и измеримой во времени. Цель устанавливается индивидуально для каждого ребенка при определении реабилитационного статуса, основанном на предварительном тестировании, проводимом всеми специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды (оценка по шкалам, тестам и опросникам). Основные цели, которых мы добиваемся, — это формирование жизненно необходимых нашим детям навыков (научиться есть ложкой кашу, принимать участие в играх со сверстниками, увеличить возможность социального участия и т. д.).
— Как строится индивидуальная комплексная программа реабилитации (абилитации)?
— Такая программа строится на основе всесторонней и комплексной оценки всех сфер жизнедеятельности ребенка, в соответствии с оценкой по международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, которая помогает определиться с правильным целеполаганием и поставить актуальные на сегодняшний день реабилитационные задачи.
— Как строятся взаимоотношения врачей с родителями больного ребенка?
— Родители ребенка в концепции реабилитационной помощи являются полноправными членами мультидисциплинарной реабилитационной команды. То есть родители — это специалисты, которые, будучи правильно информированы, обучены и психологически подготовлены, становятся нашими «руками», нашими «коммуникаторами», нашими координаторами. Безусловно, такой формат общения требует большой честности и отдачи и от семьи, и от лечебного учреждения. Зато достигнутые результаты вдохновляют как пациентов, так и специалистов.
ЦЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО СТАТУСА, ОСНОВАННОМ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ, ПРОВОДИМОМ ВСЕМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
— Как изменились в последние годы подходы к реабилитации хронически больных детей в Москве?
— Москва — это мегаполис возможностей, и если раньше он был ориентирован на построение больниц-гигантов, куда стекались пациенты со всей страны, то сегодня правительство столицы стало думать о покрытии территории города сетью медицинских учреждений удобной транспортной доступности. Так, например, у нашего центра есть основное здание и четыре филиала в различных округах, часть из которых работает в режиме не только круглосуточного, но и дневного стационара. Это очень востребовано современными семьями, которые понимают, что реабилитация ребенка с хроническим заболеванием должна быть максимально встроена в его повседневную жизнь. Кстати, именно Москва явилась пионером детского параспортивного движения. С 2014 года в Научно-практическом центре детской психоневрологии реализуется проект «Москва как стартовая площадка развития паралимпийского спорта». В рамках этой программы мы сотрудничаем с клубами «Спартак-Москва», «Динамо-Москва», с физкультурно-спортивным объединением «Юность Москвы» Департамента спорта города Москвы и многими другими спортивными организациями, занятыми развитием детского футбола, следж-хоккея, паравелоспорта, плавания, паракарате и даже адаптивного серфинга.
— Как выстроены взаимодействие, преемственность вашего центра с другими медицинскими (или немедицинскими) городскими службами (поликлиниками и т. д.)?
— На базе нашего центра расположено несколько специализированных экспертных структур, учрежденных отдельными приказами Департамента здравоохранения города Москвы. Эти структуры, так называемые городские кабинеты, занимаются лечением детей с эпилепсией, с рассеянным склерозом и ботулинотерапией у детей. Они напрямую завязаны с льготным лекарственным обеспечением детей, и «обойти» эти кабинеты невозможно. Московских ребят с детским церебральным параличом, со спинальными дисплазиями мы знаем практически поименно, потому что регулируем их лечение не только с точки зрения невролога, но и с точки зрения хирурга-ортопеда и нейрохирурга. Конечно, иногда встречается московский ребенок, который по какой-либо причине «не дошел» до нас вовремя — это наша большая душевная боль и повод для оптимизации работы с учреждениями первичного звена.
МОСКВА ЯВИЛАСЬ ПИОНЕРОМ ДЕТСКОГО ПАРАСПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ. С 2014 ГОДА В НПЦ ДЕТСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОЕКТ «МОСКВА КАК СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ ПАРАЛИМПИЙСКОГО СПОРТА»
— Какую еще работу проводят сотрудники вашего центра?
— Сотрудники нашего научно-практического центра не только лечат пациентов, они еще занимаются активной научной деятельностью и обучают специалистов. Дважды в год под эгидой Департамента здравоохранения города Москвы и Минздрава России мы проводим крупные конгрессы с международным участием, посвященные детской неврологии и детской реабилитации. Каждый квартал мы собираем детских неврологов на межокружные конференции, проводим занятия в Школе детского невролога, публикуем методические пособия, руководства, монографии, издаем два периодических журнала, посвященных детской и подростковой реабилитации. У нас обучаются ординаторы, специалисты на последипломном обучении, и это не только врачи. На нашей базе обучаются логопеды, дефектологи, психологи как медицинских, так и социальных учреждений.