Новый московский стандарт экстренной помощи основан на шести фундаментальных принципах. В их основе — многолетние исследования мирового опыта организации здравоохранения в условиях мегаполиса, переосмысленные и адаптированные для применения в условиях Москвы.
1. Единые медицинские алгоритмы
Медицинские алгоритмы ориентированы на общую согласованную последовательность действий для предельно упорядоченной и результативной работы. Врачи и медсестры совместно с экспертами в области здравоохранения создали 87 алгоритмов оказания медицинской помощи в формате оперограмм, разработанных в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и утвержденных Департаментом здравоохранения города Москвы в Методических рекомендациях по описанию и нормированию лечебно-диагностических процессов1 в 2022 году. Такие алгоритмы включают диагностические, лечебные процедуры и манипуляции, оперативные вмешательства и др. Они подробно описывают действия каждого члена мультидисциплинарной команды с момента появления пациента в приемном отделении, а также позволяют сформировать требования к оснащению лечебно-диагностических процессов необходимыми ресурсами (медикаменты, расходные материалы, инструмент, оборудование и др.) для поддержания требуемого уровня качества оказания медицинской помощи.
Массив подготовленных специалистами алгоритмов охватывает 96 % всех причин возникновения экстренных ситуаций, с которыми пациенты обращаются за медицинской помощью. Все алгоритмы будут отработаны каждым участником многодисциплинарного коллектива в сконструированных для этого реальных условиях на симуляционном оборудовании. Единые алгоритмы позволяют предельно быстро включиться новым сотрудникам в деятельность каждого флагманского центра, а также провести ротацию уже имеющегося персонала.
2. Высокий профессионализм и умение работать в команде
В команду флагманских центров включаются высокопрофессиональные медицинские работники, обладающие обширным набором профессиональных компетенций и обязательных коммуникативных навыков общения с пациентами и их родственниками / законными представителями.
С этой целью Правительство Москвы организовало и проводит открытый конкурсный отбор медицинского, административного и вспомогательного персонала. Претенденты должны пройти многоуровневую систему оценки, разработанную ведущими экспертами профильных специальностей совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы.
3. Единый стандарт оснащения оборудованием
Флагманские центры оснащены новейшим современным медицинским оборудованием экспертного класса, позволяющим применять нестандартные технологические решения на любом этапе работы с пациентом. Созданы уникальные высокотехнологичные гибридные операционные, позволяющие комбинировать виды оперативных вмешательств. Современное оснащение и оборудование, новые технологические решения в организации операционных и кабинетов позволяют расширить возможности проведения сложных специфических вмешательств (травматологических, хирургических, сосудистых, нейро- и кардиохирургических) и значительно увеличить их количество.
4. Современные стандарты организации медицинской помощи во флагманских центрах
Создана система маршрутизации пациентов по принципу «триаж», в рамках которой используется прозрачная система сортировки пациентов по комплексу установленных критериев, а также интуитивно понятная для пациентов и медицинского персонала система навигации.
Применение рационального принципа «врач к пациенту» позволяет максимально быстро и эффективно оказать медицинскую помощь, значительно экономя время на транспортировке пациента по всей медицинской
организации с целью диагностики его состояния.
Планировка помещений, максимально удобная с позиции медицинской логистики, помогает уверенно сориентироваться медицинскому и немедицинскому персоналу, пациентам и сопровождающим их лицам.
Комфортабельные пространства оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов и их представителей, способствуя доброжелательным и спокойным отношениям между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.
5. Передовые цифровые решения
Деятельность флагманского центра организована в цифровой среде, которая позволяет врачам иметь доступ к медицинской документации пациентов до того, как пациент прибыл в комплекс, и далее круглосуточно.
Возможность создания телемедицинских консилиумов, обмен информацией с другими медицинскими организациями, использование в деятельности флагманского центра технологий искусственного интеллекта значительно расширяют возможности экстренного принятия клинического решения по отношению к пациенту. Часть таких технологий уже апробирована в столичной системе здравоохранения во время пандемии COVID-19, частично внедрена в городских реанимационных отделениях стационаров.
6. В центре внимания – пациент
Новый стандарт экстренной помощи ставит пациента в центр внимания. Снизить уровень боли позволит обезболивание по современным алгоритмам, ставшим важной и неотъемлемой частью клинических протоколов флагманского центра.
Снизить уровень тревоги и стресса у пациентов и их представителей помогают социальные координаторы, которые берут на себя решение всех сопутствующих немедицинских проблем пациентов, в том числе помогают пациенту освоиться в отделении, решить неотложные проблемы, а врачу – собрать необходимую информацию о больном. Благоприятная обстановка для пациента и его родственников ориентирована на удобные открытые помещения с мягким светом и умеренной цветовой гаммой, создан максимально комфортный дизайн помещений. Кроме того, прилегающая территория благоустраивается таким образом, чтобы не вызывать у пациентов и персонала негативных «больничных» эмоций, а в отдельных помещениях комплекса работают кафе.
Новые протоколы работы с пациентами апробировались и одновременно корректировались с учетом практического опыта разработчиков (врачей и медицинских сестер) и возможностей флагманских центров. Такие алгоритмы учитывают каждую, даже незначительную на первый взгляд, составляющую процесса, ведущего к выздоровлению пациента.