Для поликлиник тема, поднятая на круглом столе «Молодой врач. Ожидания и реальность», как никогда актуальна, поскольку именно в поликлиниках молодые врачи сталкиваются с наибольшими трудностями. Большинство клинических кафедр находится в стационарах, поэтому в студенческие годы в поликлиниках будущие специалисты бывают нечасто.


Школа профессионального роста

Когда выпускники приходят в амбулаторно-поликлиническое звено, они сталкиваются с тем, что теория, полученная в университетах, отличается от практической клинической работы. В этой связи хотелось бы рассказать о наставничестве на примере проекта, который успешно реализуется в городе уже несколько лет. Он называется «Школа профессионального роста» и может стать площадкой для дальнейшего развития института наставничества.

В 2020 году проект был удостоен премии Правительства Москвы в области медицины, и это очень высокая оценка. На сегодняшний день мы имеем 5 завершенных потоков и около 350 трудоустроенных выпускников по 23 специальностям. Более 100 медицинских организаций принимают участие в реализации проекта. Цель проекта — обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы квалифицированными кадрами и совершенствование системы адаптации выпускников медицинских университетов к будущему месту работы. В 2023 году реализуется шестой поток школы.

В 2020 ГОДУ ПРОЕКТ «ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА» БЫЛ УДОСТОЕН ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ

Средняя оценка медицинской организацией специалистов, которые трудоустраиваются после обучения в проекте «Школа профессионального роста», очень высока — 4,8 балла из 5 возможных. Преимущества участия в проекте для студентов:

  • уникальная структура программы и удобный график обучения;

  • возможность получать стипендию в ходе прохождения 6-месячной стажировки;

  • личный наставник в медицинской организации на время стажировки;

  • глубокое погружение в специфику работы той медицинской организации, куда специалист будет гарантированно трудоустроен;

  • знакомство с будущими коллегами и корпоративной культурой организации;

  • гарантированное трудоустройство.

Проект состоит из уникальных блоков. Один из них связан с теоретической подготовкой, которая проводится на площадке трех вузов: Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова.

1_vn_Mishin.jpg

Проект «Школа профессионального роста» решает такую проблему, как адаптация молодого специалиста. Фото: mos.ru

Второй блок подготовки — практические занятия, которые реализуются непосредственно в Кадровом центре Департамента здравоохранения города Москвы и медицинских организациях. На третьем этапе обучения проходит знакомство будущего врача с медицинской организацией, стажировка, включающая все этапы адаптации на рабочем месте, начиная от стойки администратора, входа в поликлинику и заканчивая кабинетом главного врача. У студента, ординатора появляется возможность осознать все то, что происходит в медицинской организации на каждом этапе движения пациента, на каждом этапе работы сотрудника. Молодой врач должен последовательно пройти весь путь пациента для того, чтобы научиться оказывать эффективную помощь.

В школе предусмотрены очные и заочные занятия, благодаря чему грамотно распределяется нагрузка. Курс охватывает наиболее часто встречающиеся состояния и диагнозы, с которыми студенту предстоит столкнуться в амбулаторном звене. Стажировка в выбранной студентом медицинской организации включает занятия по коммуникациям, профилактике эмоционального выгорания. Предусмотрены занятия в Кадровом центре ДЗМ.

МОЛОДОЙ ВРАЧ ДОЛЖЕН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРОЙТИ ВЕСЬ ПУТЬ ПАЦИЕНТА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ОКАЗЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ПОМОЩЬ

Студенты шестого курса готовятся стать участковыми терапевтами и участковыми педиатрами. И они очень выигрывают перед такими же специалистами с первичной аккредитацией, но без подготовки в поликлинике, которые сталкиваются с достаточно серьезными сложностями при адаптации в учреждении. Поэтому проект может быть востребован и реализовываться в любых медицинских организациях, куда приходят специалисты.

Для ординаторов второго года обучения список специальностей зависит от потока, который реализуется: в настоящее время это анестезиология-реаниматология, аллергология-иммунология, инфекционные болезни и др.

График подготовки удобный — три раза в неделю, во внеучебное время, что позволяет студенту активно участвовать во всех блоках проекта. Желающие учиться в Школе профессионального роста должны подать заявку на сайте Департамента здравоохранения города Москвы, пройти отбор в университете (необходимо иметь высокий средний балл, пройти собеседование), в Кадровом центре ДЗМ и собеседование с руководителем медицинской организации. По сути, эти отборочные мероприятия уже являются в некотором смысле адаптационными механизмами. Знакомство с руководителями учреждений — серьезный шаг к последующему трудоустройству.

#1_03_01.jpg

Иллюстрация: НИИОЗММ ДЗМ



Наставничество

В рамках проекта «Школа профессионального роста» разработана система, при которой у студента или ординатора на каждом этапе его адаптации появляется личный наставник — и у стойки администратора, и в процедурном кабинете, и в кабинете врача. Преимущества данного проекта для медицинской организации в том, что она получает подготовленного самой же организацией специалиста, который без проблем вливается в коллектив. Важно, что специалист не просто приходит на рабочее место и каким-то образом справляется с вызовами — он уже погружен в коллектив, знает всех сотрудников, начиная от главного врача и заканчивая немедицинским персоналом, и принимает активное участие в деятельности медицинской организации.

Проект «Школа профессионального роста» доказал свою эффективность и необходимость системного развития наставничества, включая подготовку самих наставников. Предусмотрено их обучение определенным образовательным, коммуникативным технологиям и алгоритмам адаптации молодых специалистов в профессию. Не только врач будет стажировать будущего специалиста, его должен обучать и заведующий отделением, и главный врач, с ним должны контактировать сотрудники отдела кадров и администраторы. В наставническую деятельность так или иначе погружаются все сотрудники медицинской организации. Причем они являются наставниками не только для вновь пришедших врачей, но и друг для друга. Наставничество — непрерывный и очень важный процесс, который обеспечивает преемственность опыта и знаний. Без эффективной коммуникации будущего врача на рабочем месте, не только в своем кабинете, но и во всей медицинской организации, невозможна дальнейшая качественная деятельность. Наставники должны быть на всех уровнях.

ПРЕДУСМОТРЕНО ОБУЧЕНИЕ НАСТАВНИКОВ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, КОММУНИКАТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И АЛГОРИТМАМ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИЮ

GL(231365)(1).jpg

В Школе профессионального роста могут учиться студенты 4-го курса и ординаторы 2-го года обучения. Фото: mos.ru

Отбору и подготовке наставников в проекте «Школа профессионального роста» уделяется особое внимание. Выбирая людей, которые будут наставниками, мы основываемся на следующих критериях:

  • в качестве наставников выступают разные специалисты, включая немедицинский персонал;

  • специалисты сами изъявили желание работать в проекте и имеют личную мотивацию быть наставниками;

  • наставник должен быть эффективным специалистом, который действительно может передать опыт и научить.

От наставника зависит, как будет работать молодой врач и получит ли сам наставник в будущем адекватных помощников.


Адаптация

Благодаря проекту «Школа профессионального роста» решается такая проблема, как адаптация молодого специалиста. Адаптация — один из важных факторов, от которого зависит, останутся ли молодые специалисты в профессии и в той организации, куда они изначально пришли. Распространенное ранее явление перехода врачей из одного медучреждения в другое в настоящее время минимизируется. Если человеку комфортно работать в той среде, где он находится, он не будет искать другое место работы.

БОЛЬШИНСТВО УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА» НЕ ТОЛЬКО ОСТАЛИСЬ В МЕДИЦИНЕ, НО И ПО-ПРЕЖНЕМУ РАБОТАЮТ В ТЕХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ГДЕ ОНИ АДАПТИРОВАЛИСЬ

Имеют значение не только элементы организации рабочего места, условия для профессионального роста, но и адаптация в коллективе. Если молодой врач будет понимать, что рядом с ним всегда есть коллеги, которые его поддержат, помогут разобраться со сложностями, возникающими у него в общении с пациентами или в организации деятельности, это предотвратит появление желания перейти в другую организацию. Поэтому и система наставничества, и система адаптации в каждой конкретной организации — важнейший процесс, над которым нужно работать.

Большинство из участников пяти потоков проекта «Школа профессионального роста» не только остались в медицине, но и по-прежнему работают в тех организациях, где они адаптировались. Более того, на примере нашей организации — Консультативно-диагностической поликлиники № 121 — можно сказать, что некоторые из стажеров уже исполняют обязанности заведующих отделениями, потому что прошли серьезнейшее погружение в профессию.